21 апреля 2017 года на базе ГКОУ для детей-сирот с. Камышла был проведен практико-ориентированный семинар «Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями». Семинар организован специалистами социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» в рамках методического сопровождения опорных школ по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В работе семинара приняли участие 30 педагогических работников школ округа, в том числе заместители директоров по УВР, классные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи, социальные педагоги образовательных организаций.
Семинар посвящен проблеме профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью образовательных организаций округа. Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов играет большую роль в их жизни: помогает быстрее социализироваться в обществе, формирует самосознание, представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правильного выбора профессии. В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов к профессиональной ориентации молодежи с особыми образовательными потребностями, которые заключаются в обучении продуктивной практической деятельности, направленной на формирование таких способностей как: познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению.
С приветственным словом выступил директор ГКОУ для детей-сирот с. Камышла. Он осветил основные моменты реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью в части организации профориентационной работы в образовательном учреждении.
В ходе семинара Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», обозначила актуальные на сегодня вопросы развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГКОУ для детей-сирот с. Камышла, рассказала об организации профориентационной работы в образовательной организации и представила паспорт инновационного проекта.
На семинаре был представлен опыт работы специалистами психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций: ГКОУ для детей-сирот с. Камышла, ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай, ГБОУ СОШ с. Камышла. Участники обсудили вопросы о создании организационной и психолого-педагогической модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Северо-Восточном образовательном округе.
Перед участниками семинара были поставлены основные задачи профориентационной работы:
– ранняя профориентация обучающихся;
– кадровое обеспечение системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
– ознакомление с востребованными профессиями в районе, области и информирование о потребностях рынка образовательных услуг, труда;
– обеспечение профдиагностики, профпросвещения, профконсультации для выпускников школ;
– изучение склонностей, интересов и мотива выбора старшеклассниками профессий, составление психограммы профессиональных предпочтений;
– обеспечение вариативности предпрофильного и профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
– обобщение и тиражирование положительного опыта деятельности образовательных организаций по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
Подведя итоги работы окружного семинара, состоялся конструктивный обмен мнениями. Изложенный материал позволяет выстроить единый подход к организации профориентационной работы в образовательной организации в части профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом требований ФГОС УО.
Профессиональное самоопределение обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Профориентация на уроках СБО-для выступления на семинаре
Психограмма профессиональных предпочтений
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела РЦ