Рекомендации по применению системы показателей качества МКДО и их развитию с учетом региональных особенностей дошкольного образования в субъекте РФ

Применение системы показателей качества МКДО предполагает использование нескольких элементов: области качества, группы показателей, показатели.

Система показателей качества МКДО разработана в соответствии с требованиями Закона об образовании, регулирующими работу организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования. Система включает показатели, связанные с реализацией образовательной деятельности и оказания услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО. В части показателей качества, связанных с реализацией образовательной деятельности, система основана на требованиях ФГОС ДО, ПООП и других нормативно-правовых документов РФ, указанных в п. 2 Концепции МКДО.

Применение системы показателей МКДО предусматривает использование трехуровневой структуры:

Показатели качества МКДО.

Уровень 1. Показатели качества МКДО для групп ДОО.

Уровень 2. Показатели качества МКДО для ДОО в целом.

Группы показателей МКДО.

Области качества МКДО.

Оценка качества осуществляется в разрезе следующих областей качества МКДО (с указанием количества показателей по каждой области качества для оценивания групп /для оценивания ДОО в целом):

  1. Образовательные ориентиры (2/2).
  2. Образовательная программа (4/0).
  3. Содержание образовательной деятельности.
    1. Группа показателей Социально-коммуникативное развитие (4/0)
    2. Группа показателей Познавательное развитие (5/0)
    3. Группа показателей Речевое развитие (7/0)
    4. Группа показателей Художественно-эстетическое развитие (6/0)
    5. Группа показателей Физическое развитие (4/0)
  4. Образовательный процесс (10/0).
  5. Образовательные условия (9/11).
  6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами (3/1).
  7. Взаимодействие с родителями (3/0).
  8. Здоровье, безопасность и повседневный уход (10/6).
  9. Управление и развитие (3/5).

10*. Реализация регионального компонента дошкольного образования.

Итого 70 показателей для уровня группы и 25 показателей для уровня ДОО в целом.

Показатели области качества «10*. Реализация регионального компонента дошкольного образования» дополняют основные показатели качества МКДО, определяются субъектом РФ с учетом региональных особенностей реализации дошкольного образования.

Рекомендуется вводить не более 5 показателей в данную область качества, обеспечивая уникальность содержания оцениваемой ими сферы (отсутствие пересечений с основными показателями МКДО).

Система показателей качества МКДО

Система показателей качества МКДО, указанная в п. 8 Концепции МКДО является сквозным элементом разносторонней модели оценивания и основой для интегрированного анализа результатов оценки.

Система показателей качества МКДО позволяет провести анализ:

  • качества документирования образовательной деятельности, деятельности по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, процессов управления и развития организации;
  • качества созданных образовательных условий (кадровых условий и пр.), включая качество организации пространства группы и его оснащения (предметно-пространственной среды во внутреннем помещении и на свежем воздухе);
  • качества образовательных процессов (образовательного, включая воспитательный с учетом содержания ПРПВ в ДОО; процесса по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, организационных процессов ДОО и пр.);
  • качества удовлетворенности потребителей услуг ДОО;
  • качества управления и развития ДОО.

К каждому из показателей предусмотрена уровневая система индикаторов качества. Индикаторы представлены в виде утверждения, описывающего определенный уровень качества образовательной деятельности по измеряемому показателю, с которым может согласиться или не согласиться оценивающий (поставить положительную или отрицательную отметку индикатору). Использование данной системы уровневых индикаторов позволит участникам мониторинга с высокой степенью надежности определить текущий уровень качества образовательной деятельности по измеряемому показателю качества МКДО, получить представление о характеристиках более высоких уровней качества, выстроить по итогам оценивания соответствующую программу развития образования.

Модель МКДО предусматривает базовую 5-балльную систему оценивания, которая включает 7 возможных отметок для каждого показателя:

Неприменимо (НП).

Нулевой уровень.

1-й уровень. Требуется серьезная работа по повышению качества.

2-й уровень. Качество стремится к базовому.

3-й уровень. Базовое качество

4-й уровень. Хорошее качество.

5-й уровень. Превосходное качество

Данная модель оценивания является сквозной для МКДО и используется во всех оценочных материалах Инструментария МКДО, включая Инструментарий для самооценки педагогов, внутреннего МКДО в ДОО и в других материалах.

Модель предусматривает формирование оценки накопительным методом: от 1-го уровня к 5 уровню. Описание модели оценивания с использованием 5-балльной шкалы приведено в Инструментарии МКДО в Приложении 6. «Шкалы МКДО».

Рекомендации по применению внутренней и внешней модели оценивания и проектированию вариативных моделей МКДО с учетом региональных особенностей
Рекомендации по применению модели внутренней оценки качества дошкольного образования

Модель внутренней оценки качества дошкольного образования рекомендуется использовать при проведении внутреннего мониторинга качества образования в ДОО. Описание модели приведено в п.7.1. Концепции МКДО. Для реализации внутренней оценки качества дошкольного образования используются следующие электронные формы Инструментария МКДО (образцы форм приведены в Приложениях к Инструментарию МКДО):

Приложение 3 Образец листа самооценки «Лист самооценки педагога ДОО»
Приложение 4 Образец листа внутренней оценки ДОО «Внутренняя оценка качества образовательных программ ДОО»
Приложение 5 Образец листа внутренней оценки ДОО «Внутренняя оценка качества документирования деятельности ДОО»
Приложение 6 Инструментарий для внутренней и внешней экспертной комплексной оценки качества образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО «Шкалы МКДО 0-7»
Приложение 7 Инструментарий для внутренней и внешней экспертной комплексной оценки качества образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО «Оценочный лист Шкал МКДО 0-7»

По результатам выполненной оценки формируются внутренние отчеты:

Приложение 8 Образец формы «Отчет о самооценке педагога ДОО»
Приложение 9 Образец формы «Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу ДОО»

Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО служит основой для проведения последующего этапа внешней оценки качества дошкольного образования в ДОО.

Рекомендации по применению модели внешней оценки качества дошкольного образования

Модель внешней оценки качества рекомендуется использовать при проведении внешнего мониторинга качества дошкольного образования.

Данная модель включает:

  1. Независимую оценку качества образования родителями / законными представителями воспитанников ДОО, предусматривающую комплексную оценку удовлетворенности родителей качеством работы ДОО в разрезе областей качества МКДО, а также оценку качества взаимодействия ДОО с родителями / законными представителями воспитанников ДОО с использованием Анкеты родителей воспитанников ДОО с последующим формированием Отчета о результатах независимой оценки качества образования в ДОО.

Для проведения используются следующие электронные формы Инструментария МКДО (образцы форм приведены в Приложениях к Инструментарию МКДО):

Приложение 10 Образец инструментария для независимой оценки качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу «Анкета родителей/законного представителя воспитанника ДОО»

Организаторами независимой оценки качества образования являются органы государственного управления образованием субъекта РФ;

  1. Внешний экспертный мониторинг качества деятельности ДОО.

Экспертный мониторинг предусматривает пять этапов:

1-й этап дистанционного экспертного мониторинга;

2-й этап выездного экспертного мониторинга;

3-й этап формирования предварительной версии экспертного отчета;

4-й этап предоставления обратной связи и обсуждения результатов с ДОО;

5-й этап формирования итогового экспертного отчета.

Для проведения экспертного мониторинга привлекаются специалисты, требования к которым указаны в п.7.2. настоящий Методических рекомендаций.

Для проведения 1 этапа дистанционного экспертного мониторинга используются следующие электронные формы Инструментария МКДО (образцы форм приведены в Приложениях к Инструментарию МКДО):

Приложение 13 Образец формы «Экспертная оценка качества образовательных программ ДОО»
Приложение 14 Образец формы «Экспертная оценка качества документирования деятельности ДОО»

Данные формы заполняются на основе представленной в открытом доступе на официальном сайте ДОО информации, а также данных полученных из электронной формы «Внутренняя оценка качества документирования деятельности ДОО». Недостающие данные эксперт вправе запросить у координатора МКДО в ДОО.

Информация, которую необходимо учитывать при определении уровня качества документирования деятельности ДОО:

  1. Структура, удобство пользования и содержание официального интернет-сайта ДОО;
  2. Общие сведения о ДОО: основные сведения о ДОО; устав ДОО, лицензия ДОО на образовательную деятельность; описание структуры управления ДОО, руководства, педагогического состава ДОО и коллектива ДОО в целом; информация о численности обучающихся; информация о языках, на которых осуществляется образование и другие;
  3. Структура, содержание, оформление и доступность для участников образовательных отношений образовательных программ ДОО и их учебно-методического обеспечения: образовательная концепция ДОО; основная образовательная программа ДО; парциальные и дополнительные образовательные программы ДОО; описание образовательных услуг, осуществляемых на бюджетной и платной основе, локальные нормативные акты ДОО, связанные с реализацией образовательных программ ДОО; методические материалы ДОО, учебно-практические материалы, и другие документы.
  4. Информация об условиях реализации образовательной деятельности: информация о материально-техническом обеспечении образовательного процесса; о кадровых условиях, об информационном обеспечении образовательного процесса, об условиях обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
  5. Информация об условиях, созданных в ДОО для оказания услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, в т. ч., санитарно-гигиенические условия (санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности), заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности, усилия по сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОО и его сотрудников, организация питания и его качество, организация отдыха и сна, организация специального ухода и медицинского обслуживания, финансово-хозяйственной деятельности и другого хозяйственно-бытового обслуживания.
  6. Информация о взаимодействии с родителями, их участии в образовательном процессе и их удовлетворенности качеством образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО.
  7. Информация о различных формах изучения динамики детского развития, предусмотренных в ДОО.
  8. Документы, регламентирующие организационное управление и развитие: программа и/или стратегия развития ДОО, документы, регламентирующие развитие кадрового потенциала ДОО, развитие материально-технической базы и других условий образовательной деятельности, управление качеством образования и развитие его эффективности и др.
  9. Отчетная информация: Отчет о внутренней оценке качества образования в ДОО, Отчет о самообследовании ДОО.

Изучение результатов внутренней оценки качества образования в ДОО помогает эксперту произвести предварительный сбор информации, необходимой для определения уровня качества по каждому показателю, произвести предварительное заполнение Оценочного листа Шкал МКДО и подготовится к проведению выездного экспертного мониторинга.

Для проведения 2 этапа выездного экспертного мониторинга используются следующие электронные формы Инструментария МКДО (образцы форм приведены в Приложениях к Инструментарию МКДО):

Приложение 6 Инструментарий для внутренней и внешней экспертной комплексной оценки качества образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО «Шкалы МКДО 0-7»
Приложение 7 Инструментарий для внутренней и внешней экспертной комплексной оценки качества образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО «Оценочный лист Шкал МКДО 0-7»

На этапе выездного экспертного мониторинга качества дошкольного образования в ДОО эксперт проводит:

1) опрос педагогических сотрудников, Координатора ДОО, администрации;

2) экспертные наблюдения за фактически реализуемой образовательной деятельностью в выбранной экспертом ГРУППЕ, а также в ДОО в целом с использованием Инструментария МКДО – Шкал МКДО;

3) предварительное заполнение Оценочного листа Шкал МКДО.

Особенности мониторинга образовательных комплексов. Если в одну образовательную организацию объединены несколько подразделений, размещенных в разных зданиях (далее – корпус ДОО), территориально значительно удаленных друг от друга и реализующих разные основные образовательные программы дошкольного образования, то эксперты должны посетить каждое из них и провести экспертное наблюдение за образовательной деятельностью.

Для проведения этапа экспертного наблюдения эксперт выбирает типичную группу ДОО (определенную по итогам внутренней оценки качества образования в ДОО) либо группу, выбранную с помощью алгоритмов случайной выборки, заложенных в ЕИП МКДО.

Перед выездом в ДОО эксперт должен в системе ЕИП МКДО по выбранной ГРУППЕ изучить, распечатать и взять с собой предварительный Профиль качества ГРУППЫ ДОО, сформированный по результатам внутренней оценки качества образования в данной ГРУППЕ, изучить риски и возможности по обеспечению качества образования в данной ГРУППЕ, указанные работниками ДОО.

Во время проведения выездной экспертной работы эксперты должны быть сфокусированы на том, чтобы собрать как можно больше информации о фактически реализуемой образовательной деятельности ДОО по показателям МКДО, наблюдая за работой выбранной ГРУППЫ в течение не менее 2-х дней не менее 4-х часов в каждый из этих дней, если ООП ДО реализуется в течение 6–8 часов в день, либо не менее 5-ти часов, если программа реализуется в течение 9 и более часов в течение дня. В случае краткосрочных программ (до 4 часов) наблюдение производится в течение всего времени ее реализации.

Время работы эксперта должно быть распланировано таким образом, чтобы охватить все основные режимные моменты работы ГРУППЫ, включая основную детскую активность внутри группового помещения и за его пределами, в том числе во время прогулки. Кроме наблюдений за работой ГРУППЫ, эксперт также осматривает помещения общего пользования ДОО, беседует с администрацией ДОО и остальными сотрудниками ДОО.

Рекомендуется применение специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения для документирования экспертных наблюдений и последующего их обсуждения с сотрудниками ДОО.

Для фиксации результатов экспертных оценок в электронной форме используется «Оценочный лист Шкал МКДО», размещенный в единой информационной платформе МКДО (Приложение 1 к Шкалам МКДО. Образец электронной формы «Оценочный лист Шкал МКДО»).

На 3 этапе формирования предварительной версии экспертного отчета и 4 этапе предоставления обратной связи и обсуждения результатов с ДОО используются следующие электронные формы Инструментария МКДО (образцы форм приведены в Приложениях к Инструментарию МКДО):

Приложение 15 Образец формы отчета о результатах оценки с использованием Шкал МКДО «Профиль качества ДОО»
Приложение 16 Образец отчетной формы «Экспертный отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО» (предварительные данные)

На данном этапе эксперт вносит экспертные комментарии к автоматически сформированному в ЕИП МКДО «Профилю качества ДОО», а также формирует экспертный отчет в предварительной редакции, чтобы затем предоставить его на ознакомление руководителю ДОО и координатору МКДО в ДОО и обсудить экспертные выводы. По итогам обсуждения данные отчета уточняются и формируется итоговый экспертный отчет.

На 5 этапе формирования итогового экспертного отчета используются следующие электронные формы Инструментария МКДО (образцы форм приведены в Приложениях к Инструментарию МКДО):

Приложение 16 Образец отчетной формы «Экспертный отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО»

В данном отчете оценки по областям качества сопровождаются аналитическими комментариями экспертов, описанием рисков и возможностей развития качества по данной области качества, а также описанием инициатив по развитию качества в данной области, составляющих основу формируемой по итогам оценивания программы развития объекта мониторинга.

В результате работы эксперта в ЕИП МКДО формируется автоматически отчет о качества образования в ДОО с учетом контекстных данных о реализации дошкольного образования в ДОО, внесенных в ЕИП МКДО координатором МКДО в ДОО. Используются следующие электронные формы Инструментария МКДО (образцы форм приведены в Приложениях к Инструментарию МКДО):

Приложение 17 Образец отчетной формы «Качество дошкольного образования в ДОО»

6.3. Рекомендации по применению модели интегрированной оценки качества дошкольного образования

Модель интегрированной оценки качества рекомендуется использовать при проведении этапа регионального, муниципального мониторинга, а также мониторинга на уровне других административно-территориальных муниципальных образований (см. п.9.2.4.).  Данная модель предполагает интеграцию данных внешнего мониторинга ДОО, деятельность которых реализуется в рамках данного муниципального образования, а также данных внутренней и внешней оценки деятельности соответствующих органов управления образованием.

На региональном уровне интегрируются данные МКДО муниципального уровня, а также результаты внешнего мониторинга ДОО регионального подчинения.

Муниципальный уровень

Для проведения муниципального мониторинга используются следующие электронные формы Инструментария МКДО (образцы форм приведены в Приложениях к Инструментарию МКДО):

заполняются муниципальным координатором:

Приложение 18 Анкета муниципального координатора МКДО
Приложение 19 Анкета контекстных данных муниципального дошкольного образования

Формируются автоматически путем интеграции данных, собранных в ходе мониторинга на уровне ДОО.

Приложение 20 Профиль качества дошкольного образования муниципального образования субъекта РФ
Приложение 21 Образец электронной формы «Отчет о результатах независимой оценки качества дошкольного образования в муниципальном образовании субъекта РФ»

Формируются по итогам обработки вышеуказанных данных и сопровождаются аналитическими комментариями, внесенными муниципальным координатором МКДО.

Приложение 22 Образец отчетной формы «Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО в муниципальном образовании субъекта РФ»
Приложение 23 Образец электронной формы «Развитие качества дошкольного образования в муниципальном образовании субъекта РФ»

 

Региональный уровень

Для проведения регионального мониторинга используются следующие электронные формы Инструментария МКДО (образцы форм приведены в Приложениях к Инструментарию МКДО):

заполняются региональным координатором:

Приложение 24 Анкета регионального координатора МКДО
Приложение 25 Анкета контекстных данных дошкольного образования субъекта РФ

Формируются автоматически путем интеграции данных, собранных в ходе мониторинга на муниципальном уровне.

Приложение 26 Профиль качества дошкольного образования субъекта РФ
Приложение 27 Образец формы «Отчет о результатах независимой оценки качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в субъекте РФ»

Формируются по итогам обработки вышеуказанных данных и сопровождаются аналитическими комментариями, внесенными региональным координатором МКДО.

Приложение 28 Образец электронной формы «Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу ДОО в субъекте РФ»
Приложение 29 Образец электронной формы «Развитие качества дошкольного образования в субъекте РФ»

Все электронные формы, отчеты формируются в личных кабинетах участников МКДО на единой информационной платформе МКДО.

Материал подготовлен методистом РЦ Е.Алюковой на основе «методических рекомендаций по проведению МКДО в 2022 году в РФ и учету региональных особенностей при проведении МКДО в субъектах РФ».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.