Рекомендации для педагогов. Тонкости конструктивного диалога на уроке

«Неправильно организованное общение на уроке рождает у ученика неуверенность в своих силах, страх перед одноклассниками, снижает желание учиться. В итоге появляется неприязнь к учителю, а позже и к школе…». Эти слова, сказанные как-то одной школьницей, очень точно отражают значимость искусства педагогического общения учителя на уроке.

         К сожалению, довольно распространенной формой такого общения на уроке все еще остается монолог — повествование, описание, рассуждение. Передача информации происходит лишь в одном направлении: от учителя к ученику. С развитием информационных технологий монолог учителя дополняется еще и мультимедийным контентом: презентациями, аудио- и видеоматериалами. Используя такие формы работы, учитель стремится передать за единицу времени как можно больше информации своим ученикам, максимально эффективно использовав при этом время урока. И это вполне объяснимо.

         Однако, выигрывая в одном, учитель проигрывает в другом. Делая ребят пассивными потребителями информации, он не развивает в них активного и заинтересованного отношения к этой информации, к содержанию изучаемого материала, к уроку в целом. А это препятствует и установлению доверительных отношений между учителем и учениками.

Педагогу очень важно уметь вести диалог на уроке, преподносить материал, взаимодействуя с учениками, общаясь с ними, задавая проблемные вопросы, инициируя вопросы самих школьников, отвечая на них.

Что для этого можно сделать?

  1. Обеспечить на уроке безопасную атмосферу: каждый ученик должен быть уверен, что любое мнение, даже ошибочное или наивное, не будет подвергаться насмешкам, оскорблениям или унизительным комментариям учителя.
  2. Ни в коем случае не перебивать говорящих учеников, не прибегать к категоричным или резким оценкам их высказываний вроде: «Не мели ерунды», «Что за бред», «Прекрати говорить глупости» и т. п.
  3. Не допускать, чтобы такие высказывания звучали и из уст одноклассников. А если уж такое произошло, то спокойно пояснять, что так делать не стоит, что любое мнение имеет право на существование.
  4. Не только слушать ученика, но и слышать его. Довольно часто учителя слушают ученика, но своим внешним видом, отношением, отсутствием заинтересованности дают ему понять, что слушают его они только из вежливости или потому что «так положено делать учителю». Безусловно, далеко не всегда ребята говорят значимые, интересные или умные вещи. Но и тогда стоит вникать в то, что говорит ребенок, и наводящими вопросами помочь ему разобраться в предмете разговора, развить свою мысль.
  5. Стараться сохранять зрительный контакт с ребенком, поддерживать его кивком головы, короткими репликами, просьбами пояснить сказанное. Важно показать, что вы готовы выслушать все его аргументы, правильно понять его, его мысли, чувства, эмоции. Активно слушая детей, учитель продолжает формировать с ними доверительные отношения. Ведь желание быть услышанным и понятым живет в каждом из нас, но особенно остро это желание ощущается в детском возрасте.
  6. При необходимости просить ребенка уточнять смысл каких-либо его высказываний. Это поможет учителю получить дополнительную информацию, а ребенку покажет, что он выражает свои мысли недостаточно точно. Используйте для этого фразы вроде «Уточни, пожалуйста, что ты имеешь в виду», «Повтори, пожалуйста, эту часть», «Я не понял», «Не объяснишь ли ты это еще раз?».
  7. Для более адекватного понимания ребенка прибегать к приему перефразирования, то есть формулирования высказанной школьником мысли другими словами. Это позволит педагогу получить подтверждение правильности понимания того, что сказал ребенок, а ребенку даст возможность внести коррективы в свое сообщение. Здесь вам помогут фразы вроде «Правильно ли я понял, что…», «Как я понял, ты имел в виду …», «Другими словами, ты говоришь…», «Ты считаешь, что…».

         Итак, для организации конструктивного диалога на уроке важно: стараться сосредоточиться на говорящем, на том, что он говорит; стараться не перебивать его; стараться задавать вопросы на понимание и уточнение сказанного; стараться мысленно удерживать логику говорящего; стараться быть в контакте с говорящим; стараться выделять главное, существенное в речи говорящего. И самое главное — стараться развивать это умение не только в себе, но и у воспитанников, помогать им слушать и понимать друг друга.

Мжельская Е.В.

(по материалам «Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие» под. ред. П.В. Степанова – М.: ФГБНУ

«Институт стратегии развития образования РАО», 2021 г.)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.