Рекомендации для педагогов. Нюансы педагогического общения до урока и после

         Находите время, повод и темы для неформального общения со школьниками — до урока и после него. Помните, общение со взрослым сегодня — дефицит для детей. Они ждут такого общения, они ищут его, они будут отзывчивы на ваше искреннее желание поговорить. Сегодня это особенно актуально, ведь такого острого дефицита неформального общения со взрослыми людьми дети, наверное, не испытывали никогда. Мы мало говорим со своими детьми. Причина — то ли возросшая интернетизация их жизни, то ли наша занятость. Ни дома, ни в школе современный ребенок не может в полной мере удовлетворить свою потребность в общении со значимым для него взрослым человеком. А между тем — такое общение важно для полноценного развития личности ребенка и именно на таком общении держатся в школе доверительные отношения между учителями и детьми.

         Время до и после урока — шанс для учителя восполнить дефицит общения ребенка. Будет здорово, если учитель, приходя в класс за несколько минут до звонка, будет занят не только своими делами, но и пообщается с ребятами на произвольные темы. Такими темами могут стать предстоящие выходные или каникулы, значимые события из жизни класса или школы, новости из мира спорта, музыки, технологий…

         Но, пожалуй, самой важной темой могут стать интересы самих детей. Стоит взрослому в школе высказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей, как они с легкостью вступают в разговоры на подобные темы, образуя вокруг педагога гнездящиеся на или за школьными партами маленькие группки. Это необходимо ребенку, так как растущему человеку очень важно почувствовать, что его мысли, высказывания, увлечения интересны другим, особенно — взрослым. Интерес к тому, что важно для ребят, — первый шаг на пути к выстраиванию доверительных отношений. Это необходимо педагогу, так как у него появляется шанс лучше узнать своих учеников. Многие трагедии, произошедшие за последние годы в стенах школ, можно было предотвратить, если бы мы, взрослые, чуть больше знали о своих детях, проявляли чуть большую заинтересованность в них.

         На что следует обратить внимание учителю в организации такого общения с отдельным ребенком или с группой детей?

 

Правила общения педагогов с учащимися:

  1. Даже если интересы детей кажутся вам недостойными внимания, наивными или легкомысленными, не стоит спешить заявлять об этом ребенку. Сейчас в его жизни они могут значить очень и очень многое. И наше неподдельное внимание к ним будет им с благодарностью принято.
  2. Поинтересуйтесь хобби, увлечениями детей, спросите об их любимых книгах, мультиках, проявите интерес к тому, в какие игры они предпочитают играть и почему.
  3. Расспросите об этом подробнее, попросите привести примеры, выскажите свое мнение, дайте «обратную связь».
  4. Не только говорите и слушайте внимательно, но и демонстрируйте свое внимание взглядом, мимикой, жестами. Невербальные сообщения дети «считывают» довольно легко.
  5. Спустя несколько дней вернитесь к этому разговору, уточните ещё что-нибудь, покажите, что вы помните об интересах ваших учеников.
  6. Через некоторое время ребята сами начнут подходить к вам на переменах с такого рода разговорами: показывать вам свои рисунки, стихи, игрушки, рассказывать о своих хобби, поездках, впечатлениях. Реагируйте на это доброжелательно, помните: они не хвастаются, они доверяют. Не потеряйте это доверие.
  7. Обязательно старайтесь обратить внимание на то, что рассказывают и показывают вам дети. По возможности не на бегу, не между делом. Постарайтесь найти хотя бы минутку, чтобы поддержать разговор об этом. Спросите их о чем-то ещё, поинтересуйтесь деталями, выскажите свое мнение об этом.
  8. Если речь идёт о детском творчестве и то, что вам показывает ребёнок, мягко говоря, не «ах какого качества», то вовсе не нужно наигранно умиляться, к примеру, неудачным детским стихам или рисункам. Но и отделываться дежурными «Угу» или «Молодец» (за которыми легко распознается «Ну, иди уже давай отсюда») тоже нельзя. Как и нельзя сходу критиковать то, что вам доверчиво показали. Постарайтесь не впадать в крайности. Если уж ребёнок попросил вас оценить его творчество, попробуйте сначала отметить в нем положительные стороны — старание, затраченный труд, сочетание цветов, интересную тему… И только потом уже деликатно выскажите свое мнение о его проблемных сторонах — в форме ненавязчивых советов или пожеланий вроде «Мне кажется, нужно чуть усилить вот в этом месте…».
  9. Вполне возможно, что в каких-то вопросах учитель и ребята ощутят разрыв в культурной дистанции. Учитель может оказаться несведущим в вопросах современной молодежной эстрады, а ребята — плохо разбираться в литературе, лежащей за рамками школьной программы. Почувствовав это, ни в коем случае нельзя отзываться о неизвестном негативно, огульно осуждая все то, что педагог сам не знает. Напротив, важно проявить заинтересованность, попросить ребят рассказать о том, что это такое, постараться понять.
  10. Со своей стороны педагогу надо стараться живо и привлекательно рассказывать ребятам о том, чего они еще пока не знают, не читали, не смотрели, не видели. Возможно, именно привлекательный рассказ педагога сподвигнет ребенка на просмотр нового фильма или прочтение новой книги. Так, шаг за шагом, беседа за беседой, вы будете лучше узнавать своих учеников, а они — вас. По мере развития таких неформальных бесед, может выясниться, что какие-то темы окажутся обоюдно интересными, и ребята будут с нетерпением ждать их новых обсуждений с учителем. Например, с какими-то учащимися у учителя может обнаружиться общее хобби, с какими-то — общий интерес к тому или иному виду спорта. Важно, чтобы педагог не только проявлял живой интерес к хобби и занятиям своих учеников, но и не боялся делиться своими интересами, событиями своей жизни (безусловно, соблюдая при этом педагогический такт и не затрагивая те темы, которые обсуждать с детьми не стоит). Такая открытость со стороны педагога также помогает ребятам увидеть в своем учителе многогранную личность, которую стоит уважать не только как профессионала, но и как весьма интересного человека.

         И еще одно важное дополнение. В таком общении всегда есть риск так называемого панибратства, когда дистанция в отношениях между взрослым и ребенком почти стирается. Это ошибка, которую часто совершают молодые педагоги. Однако помня об этом, учителю не следует создавать и слишком большую дистанцию в отношениях с детьми. Это мешает установлению доверия между ними. Вопрос длины дистанции — это вопрос опыта и педагогической интуиции каждого педагога. Здесь можно посоветовать лишь одно — дистанция должна быть такой, чтобы позволить вам разглядеть друг в друге человека.

         Итак, учителю важно понимать, что ждет от него современный ребенок. А ждет он от него часто… — общения, простого общения. Не назидания, не морализаторства, не заигрываний и сюсюканий. Простого неформального повседневного общения одного человека с другим.

Мжельская Е.В.

(по материалам «Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие» под. ред. П.В. Степанова – М.: ФГБНУ

«Институт стратегии развития образования РАО», 2021 г.)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.