Окружной практико-ориентированный семинар «Современные технологии в профориентационной работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями»

16 мая 2018 года прошел окружной практико-ориентированный семинар «Современные технологии в профориентационной работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями». Семинар был проведен в рамках реализации деятельности опорных образовательных учреждений на базе ГКОУ для детей-сирот с. Камышла при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Цель проведения – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС УО.

В работе семинара приняли участие 38 педагогических работников образовательных организаций округа: г. Похвистнево (ГБОУ СПО ГКП), м.р. Похвистневский (ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай), м.р. Камышлинский (ГБОУ СОШ с. Камышла, ГКОУ для детей-сирот с. Камышла, ГБПОУ «Образовательный центр с. Камышла»), м.р. Клявлинский (ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.д. ст. Клявлино).

Семинар  посвящен проблеме практического использования современных технологий в профессиональном самоопределении обучающихся с умственной отсталостью в условиях внедрения ФГОС УО. Трудности организации профориентации и трудоустройства обучающихся с интеллектуальными нарушениями были и остаются наиболее актуальными и трудно разрешимыми, так как зачастую их психофизические возможности не соответствуют уровню их притязаний.

Открыл семинар Садриев З.Г., директор образовательного учреждения для детей-сирот с. Камышла. Он обозначил проблему создания общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся и оказания помощи каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, профориентации. Проблемы оптимизации процесса профориентации детей-сирот, учащихся с различными нарушениями находятся в центре внимания педагогов образовательного учреждения. В школе имеется команда специалистов сопровождения: завучи, педагоги, воспитатели, психолог, логопед, социальный педагог.

Токарь И.Ю., ведущий специалист отдела развития образования СВУ МОиН СО, выступила о необходимости помочь обучающимся сделать осознанный, правильный выбор будущей профессии с учётом их индивидуальных умственных, физических возможностей, склонностей. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех ступенях образования.

Забелина И.А, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», рассмотрела вопросы практического применения современных технологияй в профориентационной  работе с обучающимися с ОВЗ. Педагогические работники образовательных организаций должны овладеть вариативными практиками профориентации, социализации детей и подростков. Ирина Анатольевна охарактеризовала основные виды образовательных технологий в профориентационной деятельности педагогов: профориентационное консультирование, ИКТ, интерактивные и игровые технологии, «Портфолио», арт-технология. Для учителя главная трудность на уроке, занятии состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с умственной отсталостью с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

Об организации профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в ГКОУ для детей-сирот с. Камышла выступила  социальный педагог. Она рассказала о системе воспитательной работы в учреждении, формировании трудовых навыков, качеств личности (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе) у учащихся с УО. Воспитанники школы посещают День открытых дверей в колледжах, училищах, техникумах в Похвистнево, Самаре, Тольятти, встречаются с выпускниками учебных заведений начального профессионального образования. Пути эффективного решения профориентации определяются в объединении усилий специальных (коррекционных) школ, производственных коллективов, семьи, общественных организаций.

О психологических подходах в профориентационной работе с обучающимися с ОВЗ рассказала  педагог-психолог. В ее выступлении была представлена модель сопровождения профессионального самоопределения в ГБОУ СОШ им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино. В школе реализуются программы «Введение в мир профессий», «Основы выбора профессии», «Проблема выбора», способствующие развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности за совершаемый выбор.

В своих выступлениях специалисты Губернского колледжа г. Похвистнево, Образовательного цента с. Камышла затронули вопросы реализации профессионального обучения выпускников специальных (коррекционных) школ. Они отметили, что сегодня стоит задача разработки схемы социального взаимодействия образовательных учреждений, качественной профессионально-трудовой готовности выпускника, конкурентоспособного на современном рынке труда.

В практической части семинара были представлены открытые уроки, занятия, мастер-классы с учетом требований ФГОС УО:

– интегрированный урок математики и речевой практики в 1 классе для детей с нарушениями интеллекта и ТМНР «Математическая сказка» (с использованием ИКТ, технологией развивающего обучения) провела Фатхутдинова И.;

– урок швейного дела в 8 классе «Еще один шаг к будущей профессии…» (с использованием технологий индивидуализации и дифференциации обучения, здоровьесберегающих технологий) провела Гараева Л.;

– защита творческого проекта по социально-бытовой ориентировке в 8 классе «Профессия повар» подготовлена Хайруллиной М. (с использованием технологии «Портфолио»);

– урок сельскохозяйственного труда в 8Б классе «Сельский час» провела Шайхутдинова Н. (о способах посадки плодовых деревьев с использованием технологии сотрудничества, ИКТ);

– занятие по профориентации «Мой выбор» (интерактивные и игровые технологии) с целью формирования у воспитанников потребности осознанного выбора будущей профессии с опорой на свои собственные возможности и способности провела воспитатель Насырова Г;

– мастер-класс «Использование арт-терапевтических технологий в профориентации обучающихся с ОВЗ» проведен Мингалиевой Е. ГБОУ СОШ с. Камышла (о работе с масками, изображающие личностные интересы и способности).

Педагоги продемонстрировали развивающий, познавательный, воспитывающий аспект открытых уроков, занятий  с учетом образовательных потребностей детей с УО. Было отмечено, что обязательным должно стать психологическое сопровождение профориентации. Разнообразие технологий профориентационной работы позволит формировать у обучающегося с ОВЗ профессиональное самоопределение и интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, вооружить его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

Участники семинара высказали положительные отзывы о проведенном мероприятии, отметив возможность обмена опытом, обсуждения деятельности педагога, работающего с детьми с УО, четкость организации семинара. В качестве раздаточного материала педагоги получили паспорт просмотренных уроков, технологические карты хода урока.

Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:

– вариативность форм, методов взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами, Центрами занятости населения, учреждениями различных ведомств для обогащения жизненно-практического опыта обучающихся с ОВЗ;

– привлечение родителей, попечительского совета к процессу социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

– изучение опыта работы специальных (коррекционных) школ Самарской области по вопросам профориентации, профессионального обучения учащихся с УО;

– лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе, специализированном учреждении.

Современные технологии в профориентационной работе с обучающимися с ОВЗ.

 

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.