17 апреля 2019 года прошел окружной практико-ориентированный семинар «Инновационные подходы к организации работы с родителями в условиях внедрения ФГОС ОВЗ» при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Семинар был проведен на базе ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы в рамках деятельности опорного образовательного учреждения по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель семинара: повышения уровня профессиональной компетентности завучей, учителей начальных классов и педагогов-психологов общеобразовательных организаций в вопросах организации и содержания работы с родителями (законными представителями) в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
Основные содержательные направления семинара:
- Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и его семьи в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
- Организация и содержание работы с родителями в инклюзивной школе.
- Методы и интерактивные формы работы с родителями в инклюзивной школе: особенности, проблемы, тенденции.
В работе семинара приняли участие 23 педагогических работника школ округа, в том числе заместители директоров по УВР, председатели ПМПк, учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-логопеды.
Педагоги ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы представляли опыт работы в части организации и содержания работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Участники семинара обсудили следующие вопросы:
- комплексная система психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку с ОВЗ и его родителям в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих согласованно;
- проблемы в работе с родителями детей с ОВЗ, детей-инвалидов и трудности, с которыми сталкивается семья;
- модель организации взаимодействия инклюзивной школы с родителями (законными представителями);
- инновационные подходы к организации работы с родителями в условиях внедрения ФГОС ОВЗ.
В практической части семинара были представлены психолого-педагогические практики, интерактивные методы работы с родителями:
- тренинг, как форма работы с родителями: техника «Я-сообщение» (Бамбурова Н.П., педагог-психолог);
- деловая игра «Развиваем речь ребенка» (Лаврентьева О.В., учитель начальных классов);
- мастер-класс «Алмазная выкладка, как средство коррекции поведения и снятия повышенной тревожности» (Мартынова М.И., педагог дополнительного образования);
- кейс-метод как способ обсуждения и решения проблемной ситуации (Лебакина Н.С., начальник отдела по физическому развитию спорту и молодежной политики);
- квик-настройка: установка на успешную работу с родителями (Забелина И.А., педагог-психолог)
Подводя итог семинара, педагоги отметили, что системная работа с родителями детей с ОВЗ позволит: формированию у родителей адекватного восприятия своего ребенка; развитию ответственной родительской позиции; формированию здорового микроклимата в семье; успешной интеграции и включению ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида в образовательную деятельность.
Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:
- эффективные практики социализации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- материально-техническая база и оснащенность образовательного процесса (наличие специального оборудования, оснащенность учебных кабинетов, кабинетов специалистов психолого-педагогического сопровождения);
- лучшие практики коррекционной работы в инклюзивной школе при обучении ребенка на дому.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ