Виды восстановительных программ школьной службы примирения

В Северо-Восточном образовательном округе Самарской области более 2-х лет развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с обучающимися с деструктивным поведением. Запущена антибулинговая работа с восстановительным подходом – просветительский проект «ОБИДКА-культура примирения». В рамках областной летней профильной смены ШСП с 24.06 – 29.06. 2023 г. в ДОЦ «Жигули» с. Зольное две детских команды (ГБОУ СОШ пос. Октябрьский г.о. Похвистнево, ГБОУ СОШ с. Камышла) получат более углубленные практические знания юных медиаторов.

Службы примирения стремятся, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации. Конфликт решается  его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение.

В своей деятельности Школьные службы примирения используют широкий спектр восстановительных программ и практик:

  • «Программа примирения» – урегулирование конфликтов между обучающимися образовательной организации.
  • Программа интерактивных занятий по вопросам ненасильственных методов разрешения споров и конфликтов «Курс юного переговорщика» – овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешение спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации.
  • «Восстановительная медиация» – урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
  • «Круг сообщества» урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.
  • «Круг ответственности» – первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем.
  • «Школьная восстановительная конференция» – «расширенный» вариант медиации при урегулировании затяжных конфликтов между классами, между учеником и классом, классом и учителем (учителями). Поводом для проведения школьной восстановительной конференции могут также являться унижения или издевательства, а также угроза исключения ученика из учебного заведения в связи с систематическими срывами занятий или прогулами.
  •  «Семейный совет» – согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей.
  •  «Школьно-родительский совет» (в формате Круга) – сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация и так далее).

       Служба примирения проводят тренинги и занятия с учащимися, направленные  на обучение  конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать на основе принципов восстановительного подхода – прежде всего через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.

В рамках просветительского проекта «ОБИДКА», поддержанного в 2020 году Фондом президентских грантов, подготовлен электронный сборник по восстановительному подходу в профилактике буллинга. Сборник размещен в материалах официальной группы проекта https://vk.com/obidka63 (ссылка на сборник: https://vk.com/doc-188510395_608928767?hash=c0dd1f7583fb692a6a&dl=3690dd8065d6b5c020).

Сборник включает:

теоретические основы восстановительного подхода в профилактике буллинга;

практические материалы по организации восстановительной антибуллинговой работы в образовательной организации;

описание практического опыта реализации антибуллинговой работы в образовательных организациях Самарской области.

Памятка для кураторов ШСП:

  1. Помните, что службы примирения требуют кропотливого отношения и взращивания.
  2. Нужно интересоваться, а не контролировать. Рекомендовать, а не требовать.
  3. Если в случай втянут взрослый, то куратор решает случай.
  4. Это лучшая мировая практика, она должна быть доступной детям.

          И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела педагог-психолог

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.