Для учителей начальных классов
Анализ ВПР по математике за последние годы показал, что, хуже всего четвероклассники справились с заданиями связанными с изучением следующих содержательно-методических линий курса:
- геометрическая линия,
- логическая линия,
- умение читать, записывать и сравнивать по продолжительности промежутки времени, выраженные в различных единицах измерения.
Поэтому необходимо включение в уроки математики большего количества практико-ориентированных заданий, заданий на развитие логического и алгоритмического мышления. Целесообразно совершенствовать умения школьников читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин в соотношения между ними, устанавливать зависимость между величинами. Кроме того, следует развивать у обучающихся навыки геометрического конструирования; умения анализировать чертёж, видеть и использовать для выполнения задания все особенности фигуры, описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
В данном инструктивно-методическом письме проанализированы учебники математики трёх действующих УМК с точки зрения заданий, требующих особого внимания при подготовке к ВПР, которые рекомендуются для формирования у учащихся необходимых умений.
Изучение геометрического материала в начальных классах должно протекать с учетом принципа преемственности в изучении материала, т. е. строится с учетом знаний, полученных детьми в дошкольном детстве. Первоклассники уже знают названия геометрических фигур, однако используемые ими термины нередко оторваны от реальных представлений. В связи с этим при отборе геометрического материала полезно опираться на запас терминов, имеющихся у детей и проводить работу по раскрытию их научного содержания, т.е. выявлять их существенные признаки, учить узнавать фигуру не по ее наглядному образу, а по совокупности существенных признаков. Для этой цели хороши упражнения с использованием логической операции подведения под понятие. Например: «В конверте лежит фигура, у которой четыре прямых угла. Будет ли эта фигура квадратом?»
Младшие школьники проявляют большой интерес к изучению геометрического материала, легко запоминают названия геометрических фигур и выделяют их свойства в процессе практических действий с ними. Поэтому перечень геометрических понятий, с которыми они знакомятся, можно расширить, включив в программу такие понятия, как «шар», «круг», «окружность», «симметрия». Это положительно скажется как на развитии пространственного мышления ребенка, так и на формировании навыков работы с линейкой, угольником, циркулем.
Увеличение объёма изучения геометрического материала в начальных классах, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии, развивая пространственное мышление и систему геометрических понятий, что позволяет снизить у школьников существенные трудности, возникающие при изучении геометрии. Моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение. Метод моделирования обладает огромной эвристической силой: позволяет свести изучение сложного к простому, невидимого к видимому. Одной из целей изучения геометрического материала в начальных классах является достижение учащимися уровня, когда выделяются свойства геометрических фигур, которые устанавливаются экспериментально в процессе наблюдений, измерений, моделирования. Изучение геометрического материала невозможно без моделирования.
Метод моделирования признан наиболее перспективным в обучении математике. В связи с этим уже в первые дни изучения геометрического материала полезно учить детей определять геометрическую форму предметов из реального мира и схематично изображать их в виде геометрических фигур той же формы. Усложняя это задание, учить располагать предметы в пространстве с учетом их реального расположения.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования моделирование представлено как система следующих универсальных учебных действий:
– кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных предметов);
– декодирование (считывание информации);
– использование наглядных моделей (схем, чертежей, планов), отражающих пространственные отношения между предметами или их частями;
– самостоятельное построение схем, моделей.
Одним из важных направлений изучения элементов геометрии в начальной школе, начиная с 1-го класса, является работа с объемными телами (как в виде реальных предметов, окружающих учеников в трехмерном пространстве, в котором они существуют, так и в виде моделей пространственных фигур – цилиндра, конуса, шара, призмы, пирамиды).
Проведённый анализ действующих УМК в части геометрической линии показывает соответствие системы и количества заданий требованиям ФГОС
В начальной школе используется следующая классификация логических задач:
- по содержанию мыслительной операции, задействованной в процессе решения (это задачи на: аналогию; сравнение; умозаключение, классификацию;
- анализ и синтез; абстрагирование; обобщение);
- по характеру требований (нахождение искомого, построение или преобразование, отыскание процесса);
- по приемам, задействованным в процессе решения (с помощью рассуждений, таблиц, графов, блок-схем, и др.)
Известно несколько различных приемов решения логических задач:
- словесное рассуждение;
- построение графов;
- построение блок-схем;
- построение таблицы.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ученик испытал радость от решения трудной для него задачи, полученной с помощью вспомогательных задач или наводящих вопросов учителя.
Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей. Это:
- Работа над решенной задачей. Многие ученики после повторного анализа осознают план решения задачи. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается.
- Решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
- Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса к данным или от данных к вопросу.
- Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать картинку). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а какие можно опустить. Разбивка текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
- Самостоятельное составление задач учащимися.
Анализ учебников действующих УМК в части линии логических задач показал, что количество и разнообразие задач данного типа соответствует требованиям ФГОС и достаточно для подготовки учащихся к ВПР. В результате изучения темы у детей должны быть сформулированы достаточно четкие представления таких промежутках времени, как минута, час, сутки; учащимися должны быть усвоены соотношения между минутой и часом, часом и сутками, основанные не на «десятичных» соотношениях. Учащиеся должны также усвоить соотношение между такими единицами измерения времени, как неделей и месяцем, месяцем и годом.
Учащиеся должны уметь определять время по часам с точностью до 1 минуты, используя такие общепринятые выражения, как «сейчас 22 минуты первого», «сейчас без пяти минут двенадцать», «сейчас четверть третьего», «сейчас без четверти пять», «сейчас половина шестого или пять часов тридцать минут» и т.п. Дети должны научиться использовать табель-календарь, усвоить последовательность названий дней недели, месяцев в году.
Учителю необходимо хорошо продумать, как организовать практическую работу и использование наглядности. Каждому ребенку необходимо иметь циферблат, календарь на текущий год, чтобы научить пользоваться ими и с их помощью решать простые задачи на вычисление продолжительности события.
Определяя методику, учитель должен учитывать, что понятие времени весьма отвлеченное понятие. Представление о том или ином промежутке времени может быть дано лишь на основе сравнения с каким-либо хорошо известным детям промежутком, например, продолжительностью урока и перемены.
Основные методы – беседа, практические действия детей, т.е. упражнения, которые выполняются с помощью календаря и циферблата. Вопросы для беседы в основном определены в учебниках.
Представления о единицах времени формируются через близкие понятия – час, сутки, основные части суток.
Представление о единицах – год, месяц, сутки расширяют.
В четвертом классе после введения 24-часового отсчета учим решать задачи на вычисление времени. В результате изучения темы у детей должны быть сформулированы достаточно четкие представления таких промежутках времени, как минута, час, сутки; учащимися должны быть усвоены соотношения между минутой и часом, часом и сутками, основанные не на «десятичных» соотношениях. Учащиеся должны также усвоить соотношение между такими единицами измерения времени, как неделей и месяцем, месяцем и годом.
Анализ учебников действующих УМК в части умения читать, записывать и сравнивать по продолжительности промежутки времени, выраженные в различных единицах измерения, показал, что количества заданий по данной теме не вполне достаточно для формирования данного умения. Поэтому учителю необходимо проработать имеющиеся задания и составить для отработки данного умения подобные.
По материалам презентаций кафедры НОО СИПКРО
подготовила методист РЦ Е.Алюкова