Содержательный анализ результатов СПТ и организация дальнейшей работы

Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее – СПТ) является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде. Полученные результаты СПТ позволяют определить обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. Результаты СПТ используются для разработки дополнительных адресных мер и оценки эффективности профилактической деятельности в образовательной среде.

От качества проведения информационно-разъяснительной работы с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами, зависит то, с каким отношением субъекты образования подойдут к процедуре тестирования, каковы будут результаты и количество участников СПТ.

С целью уменьшения отказов от участия в социально-психологическом тестировании и расширения охвата, обучающихся мероприятиями социально-психологического тестирования (СПТ) необходимо активизировать информационно-разъяснительную работу.

Для усиления мотивационного воздействия рекомендуется:

  • организовать на время проведения тестирования «телефон доверия»;
  • разместить на сайте образовательной организации информацию о тестировании, где будут обоснована актуальность СПТ как психопрофилактической меры;
  • просветить принципы (конфиденциальности, ненаказуемости, добровольности);
  • разъяснить тезис о том, что СПТ выполняет роль социального контроля за соблюдением общепринятых социальных норм, обеспечивающих стабильность общества;
  • привлекать волонтерские группы или советы старшеклассников к мотивационным мероприятиям, т.к. работает принцип «равный равному»;
  • провести тематические классные часы, индивидуальные беседы, родительские собрания и обучающие семинары;

Опыт проведения социально-психологического тестирования свидетельствует о том, что охват обучающихся профилактическими мероприятиями достигают высокие показатели  образовательных организаций, в которых при проведении информационно-мотивационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) используются принципы «командной работы»:

  • весь педагогический коллектив слаженно работает на достижение результата;
  • родительские собрания проводятся классными руководителями, прошедшими обучающие семинары (или с участием классных руководителей);

Необходимо подчеркнуть, что мотивация строится на личностно-профессиональном отношении педагогов к тому процессу, в который они предлагает включиться обучающимся и их родителям.

Работа с родителями (проведение тематических родительских собраний, мотивационных бесед с родителями) является одним из важнейших направлений подготовки к тестированию. Реагирование подростка на процедуру тестирования во многом обусловлено отношением его родителей к данной процедуре. Несмотря на актуальность проблемы наркомании в подростковой и молодежной среде многие родители до сих пор остаются некомпетентными, как в вопросах наркозависимости, так и в вопросах профилактики.

И несмотря что социопсихологическим проводится не первый раз,  тестирование по-прежнему возникают множество вопросов, связанных с процедурой проведения СПТ.

Как показывает опыт, родители настороженно относятся к любому роду тестированиям и исследованиям, боятся нарушения принципа анонимности и последующему давлению на детей. Другая часть родителей опасается, что с их детьми вообще кто-либо будет говорить о проблеме наркомани, они убеждены, что эта проблема никогда не коснется их детей. Зачастую это происходит именно от незнаниях и не владениях информацией.

Разъяснительная работа с родителями по поводу СПТ проводится на родительских собраниях. Для достижения лучшего результата рекомендуется проводить родительские собрания по классам. При работе в малой группе (по сравнению с общешкольным собранием) создается возможность высказаться каждому, участвовать в обсуждении тем участникам, кто не любит выступать перед большой аудиторией.

 

  1. Приглашение родителей для проведения родительского собрания.
  2. Привлечение педагога-психолога, социального педагога, нарколога (в качестве консультанта) для проведения родительского собрания.
  3. Знакомство с формами согласий обучающихся достигших возраста 15 лет, а также согласий для родителей/ законных представителей, обучающихся в возрасте от 13 лет.
  4. Сбор информированных согласий. Данный этап собрания рекомендовано провести по классам после общешкольного родительского собрания.
  5. Памятки для родителей по тестированию, формы для заключения информированного согласия родителей (детей до 15 лет).
  6. Сбор анкет с обратной связью.

В рамках информационно – пропагандистских мероприятий образовательным организациям необходимо создать на своих официальных сайтах раздел «Социально-психологическое тестирование», который включает в себя новостную ленту по реализации этапов (подготовительного, аналитического, заключительного), консультационные, информационные материалы для родителей, обучающихся, тематический форум по обсуждению вопросов и трудностей, возникающих на этапах СПТ, телефоны горячих линий СПТ.

1Основной целью собрания является.

  1. Формирование мотивационной готовности родителей к участию их детей в СПТ.
  2. В начале собрания необходимо обозначить важность проведения СПТ, и личное отношение к тому, что эта мера введена в вашей ОО.
  3. Затем перейти к информированию (не запугиванию). Информирование — это когда обозначаются все феномены, которые имеют место быть.

4.Показать тревожные тенденции в подростковом мире (не надо ничего утрировать, основной акцент на том, уверены ли родители, что их дети 100 % защищены).

5.Диалог с родителями. Пусть родители выскажут свое отношение к тестированию и свои страхи, касающиеся результатов и последствий для ребенка.

  1. Обозначить задачи тестирования. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать значимыми факторами риска употребления ПАВ. Социально-психологическое тестирование не может ни при каких обстоятельствах являться основанием для постановки диагноза наркомания или алкоголизм, постановки на различные виды учета.

7.Тестирование является добровольным. В тестировании принимают участие только учащиеся в возрасте 13 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 13 лет, он участвует в тестировании при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей).

Например: Квест игра. Сделай Правильный Выбор для обучающих оо.

Ожидаемые результаты: − понимание и принятие детьми ценности здоровья (здорового образа жизни), правовой культуры, законопослушного поведения, ответственного отношения к своему здоровью;

Психолого-педагогическая поддержка должна быть направлена на формирование уверенности в себе и своих силах, повышение самооценки, мотива достижения успеха. Необходимо обучать планированию, целеполаганию, умению достигать поставленные цели (тайм-менеджмент). Учить доводить начатые дела до конца. Оказывать помощь в формировании личных стратегий достижения целей. Развитие ресурсных возможностей. Возможно закрепление в качестве наставника, вожатого за более младшими обучающимися. На первых порах, возможно, поручать небольшие дела с обязательной обратной связью.

Основная работа с этими обучающимися должна быть, но, среди этой

группы тоже могут быть респонденты с повышенными показателями по факторам риска и пониженными по факторам защиты.

Результаты  СПТ на данный момент находятся в обработке.

Литература:

  1. Бёрнс, Роберт Б. Я-концепция и воспитание. — М., 1989 — С. 169
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издательство ЭКСМО, 2004 512 с.
  3. Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. — 2012 — №4. — С. 360-362
  4. Ротенберг В.С. «Образ Я» и поведение. — Иерусалим : Манахим, 2000

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.