Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее – СПТ) является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде. Полученные результаты СПТ позволяют определить обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. Результаты СПТ используются для разработки дополнительных адресных мер и оценки эффективности профилактической деятельности в образовательной среде.
От качества проведения информационно-разъяснительной работы с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами, зависит то, с каким отношением субъекты образования подойдут к процедуре тестирования, каковы будут результаты и количество участников СПТ.
С целью уменьшения отказов от участия в социально-психологическом тестировании и расширения охвата, обучающихся мероприятиями социально-психологического тестирования (СПТ) необходимо активизировать информационно-разъяснительную работу.
Для усиления мотивационного воздействия рекомендуется:
- организовать на время проведения тестирования «телефон доверия»;
- разместить на сайте образовательной организации информацию о тестировании, где будут обоснована актуальность СПТ как психопрофилактической меры;
- просветить принципы (конфиденциальности, ненаказуемости, добровольности);
- разъяснить тезис о том, что СПТ выполняет роль социального контроля за соблюдением общепринятых социальных норм, обеспечивающих стабильность общества;
- привлекать волонтерские группы или советы старшеклассников к мотивационным мероприятиям, т.к. работает принцип «равный равному»;
- провести тематические классные часы, индивидуальные беседы, родительские собрания и обучающие семинары;
Опыт проведения социально-психологического тестирования свидетельствует о том, что охват обучающихся профилактическими мероприятиями достигают высокие показатели образовательных организаций, в которых при проведении информационно-мотивационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) используются принципы «командной работы»:
- весь педагогический коллектив слаженно работает на достижение результата;
- родительские собрания проводятся классными руководителями, прошедшими обучающие семинары (или с участием классных руководителей);
Необходимо подчеркнуть, что мотивация строится на личностно-профессиональном отношении педагогов к тому процессу, в который они предлагает включиться обучающимся и их родителям.
Работа с родителями (проведение тематических родительских собраний, мотивационных бесед с родителями) является одним из важнейших направлений подготовки к тестированию. Реагирование подростка на процедуру тестирования во многом обусловлено отношением его родителей к данной процедуре. Несмотря на актуальность проблемы наркомании в подростковой и молодежной среде многие родители до сих пор остаются некомпетентными, как в вопросах наркозависимости, так и в вопросах профилактики.
И несмотря что социопсихологическим проводится не первый раз, тестирование по-прежнему возникают множество вопросов, связанных с процедурой проведения СПТ.
Как показывает опыт, родители настороженно относятся к любому роду тестированиям и исследованиям, боятся нарушения принципа анонимности и последующему давлению на детей. Другая часть родителей опасается, что с их детьми вообще кто-либо будет говорить о проблеме наркомани, они убеждены, что эта проблема никогда не коснется их детей. Зачастую это происходит именно от незнаниях и не владениях информацией.
Разъяснительная работа с родителями по поводу СПТ проводится на родительских собраниях. Для достижения лучшего результата рекомендуется проводить родительские собрания по классам. При работе в малой группе (по сравнению с общешкольным собранием) создается возможность высказаться каждому, участвовать в обсуждении тем участникам, кто не любит выступать перед большой аудиторией.
- Приглашение родителей для проведения родительского собрания.
- Привлечение педагога-психолога, социального педагога, нарколога (в качестве консультанта) для проведения родительского собрания.
- Знакомство с формами согласий обучающихся достигших возраста 15 лет, а также согласий для родителей/ законных представителей, обучающихся в возрасте от 13 лет.
- Сбор информированных согласий. Данный этап собрания рекомендовано провести по классам после общешкольного родительского собрания.
- Памятки для родителей по тестированию, формы для заключения информированного согласия родителей (детей до 15 лет).
- Сбор анкет с обратной связью.
В рамках информационно – пропагандистских мероприятий образовательным организациям необходимо создать на своих официальных сайтах раздел «Социально-психологическое тестирование», который включает в себя новостную ленту по реализации этапов (подготовительного, аналитического, заключительного), консультационные, информационные материалы для родителей, обучающихся, тематический форум по обсуждению вопросов и трудностей, возникающих на этапах СПТ, телефоны горячих линий СПТ.
1Основной целью собрания является.
- Формирование мотивационной готовности родителей к участию их детей в СПТ.
- В начале собрания необходимо обозначить важность проведения СПТ, и личное отношение к тому, что эта мера введена в вашей ОО.
- Затем перейти к информированию (не запугиванию). Информирование — это когда обозначаются все феномены, которые имеют место быть.
4.Показать тревожные тенденции в подростковом мире (не надо ничего утрировать, основной акцент на том, уверены ли родители, что их дети 100 % защищены).
5.Диалог с родителями. Пусть родители выскажут свое отношение к тестированию и свои страхи, касающиеся результатов и последствий для ребенка.
- Обозначить задачи тестирования. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать значимыми факторами риска употребления ПАВ. Социально-психологическое тестирование не может ни при каких обстоятельствах являться основанием для постановки диагноза наркомания или алкоголизм, постановки на различные виды учета.
7.Тестирование является добровольным. В тестировании принимают участие только учащиеся в возрасте 13 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 13 лет, он участвует в тестировании при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей).
Например: Квест игра. Сделай Правильный Выбор для обучающих оо.
Ожидаемые результаты: − понимание и принятие детьми ценности здоровья (здорового образа жизни), правовой культуры, законопослушного поведения, ответственного отношения к своему здоровью;
Психолого-педагогическая поддержка должна быть направлена на формирование уверенности в себе и своих силах, повышение самооценки, мотива достижения успеха. Необходимо обучать планированию, целеполаганию, умению достигать поставленные цели (тайм-менеджмент). Учить доводить начатые дела до конца. Оказывать помощь в формировании личных стратегий достижения целей. Развитие ресурсных возможностей. Возможно закрепление в качестве наставника, вожатого за более младшими обучающимися. На первых порах, возможно, поручать небольшие дела с обязательной обратной связью.
Основная работа с этими обучающимися должна быть, но, среди этой
группы тоже могут быть респонденты с повышенными показателями по факторам риска и пониженными по факторам защиты.
Результаты СПТ на данный момент находятся в обработке.
Литература:
- Бёрнс, Роберт Б. Я-концепция и воспитание. — М., 1989 — С. 169
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издательство ЭКСМО, 2004 512 с.
- Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. — 2012 — №4. — С. 360-362
- Ротенберг В.С. «Образ Я» и поведение. — Иерусалим : Манахим, 2000