Этнокультурный компонент в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Под этнокультурным компонентом подразумевается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей Родины, толерантного к народам и мировой цивилизаци. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками. На протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину.

Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. Поэтому, одним из важнейших направлений работы дошкольного учреждения в целом, и каждого педагогического работника в отдельности, является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения дошкольников к духовным ценностям своего народа.

Существует несколько путей введения этнокультурного компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения:

  • введение в образовательный процесс на интегрированных занятиях;
  • введение этнокультурной составляющей в программы дошкольного образовательного учреждения при организации дополнительного образования.

При организации образовательного процесса воспитателями осуществляется ценностная ориентация на одну из девяти общечеловеческих ценностей. Вся работа построена на народном календаре и народных сказках, так как фольклор может стать не только предметом изучения, но и частью детской жизни, делая её богаче, интереснее, красочнее и одухотворённее.

Так как учёт этнокультурной ситуации развития ребенка утверждён как один из основных принципов в дошкольном образовании, мы соблюдаем психолого-педагогические принципы обучения и воспитания, связанные с этнокультурным развитием: это

  • принцип природосообразности
  • принцип доступности
  • принцип ориентации
  • принцип формирования целостной картины мира
  • принцип интеграции

Соблюдение указанных принципов, учитывающих этнокультурную проблематику содержания образования, в сочетании с такими принципами, как научность, системность, последовательность, прочность, связь обучения с жизнью, воспитывающая направленность воспитания и обучения, в наибольшей степени отвечает реалиям настоящего времени и перспективному развитию общества и каждой личности.

Для успешной работы воспитателя в условиях этнокультурного компонента необходимо создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.  Опыт работы педагогов по реализации этнокультурного компонента указывает на необходимость включения в воспитательную систему четырех основных блока: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-диагностический.

Выстраивание воспитательно-образовательного процесса педагоги ДОУ осуществляют по следующим направлениям :

  • организация предметно-пространственной этнокультурной среды
  • введение современных образовательных технологий, методов, форм, средств реализации
  • совершенствование этнопедагогической компетентности педагогов
  • организация системы взаимодействия детского сада и семьи.

Основная технология, используемая воспитателями в работе по вхождению дошкольников в культуру народов России и мира – это технология интегрированного обучения, а также:

  • игровые технологии
  • коллективные творческие дела

Наиболее эффективные методы, которые эффективно применяют воспитатели в процессе работы по реализации этнокультурного компонента, это:

  • cравнительно-исторический метод
  • метод проектов
  • метод воспитывающих ситуаций.

Для реализации перечисленных выше направлений используются разнообразные средства:

  • устное народное творчество;
  • художественная литература;
  • музыкальное народное творчество;
  • декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • народные праздники, обряды, традиции;
  • игра, народная игрушка и национальная кукла;

Чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле, воспитатели, работающие в условиях реализации этнокультурного компонента, создают обогащённую предметно-развивающую этнокультурную среду

  • аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
  • произведения декоративно-прикладного искусства, живопись.
  • библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы народов мира.
  • картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

Для детей дошкольного возраста окружающий мир, художественная народная культура – огромное поле для познания, исследования, творчества.

Народные сказки, традиционные игры и язык танца, в сочетании с песенным и музыкальным фольклором, как музыкальное единство ритмики, звуков, движений и поз, жестов, прихлопываний, приступываний, мимики, слов, междометий важны в качестве формы переживания положительных, социально значимых состояний, снижения тревожности и усталости.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме воспитатели знакомят детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.

Подвижные народные игры проводятся чаще, чем обычно. Особое внимание уделяется играм-драматизациям. Детей учат обыгрыванию потешки, небылицы, разыгрыванию сценок с куклами. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях в городском краеведческом музее детей знакомят с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д. Обеспечение качества реализации этнокультурного компонента невозможно без педагога, осознающего значимость этой деятельности на современном этапе и профессионально подготовленного. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом “человечности” для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: “Нельзя врачевать чужие души (“помогать людям”), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом.

Результатами проведенной работы являются:

  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  • использование в самостоятельной деятельности русских народных подвижных игр.
  • знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках
  • знание истории русского народного костюма, головных уборов.

Таким образом, перед педагогами современности стоит задача, которая заключается в том, чтобы привить ребенку нравственные и эстетические ценности, раскрыть лучшие моральные качества. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, мы можем выстоять в этом мире и поддержать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать нация. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

 

Подготовила методист Алюкова Е.В. по материалам статьи Башировой Э.И. «Воспитание этнокультурного компонента в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»,Елабуга,2018, материалам Стандарта ФГОСДО.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.