29 марта 2016 г. в Ресурсном центре для учителей начальных классов г. Похвистнево, м.р. Похвистневский, Исаклинский прошел научно-практический семинар «Технология поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина как способ дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития» (из цикла семинаров по теме «Технологии дифференциации и индивидуализации обучения младших школьников с задержкой психического здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ»).
Цель проведения: формирование профессиональных компетенций учителей начальных классов в использовании образовательных технологий обучения и развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи семинара:
- Повышение психологической компетентности учителей начальных классов по вопросам дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития.
- Выработка навыков проектирования урока с учетом технологии П.Я. Гальперина на предметном материале начальной школы.
- Постановка коррекционных задач обучения детей с задержкой психического развития в начальной школе.
В работе семинара приняли участие 29 педагогов-предметников (постоянных участников группы слушателей).
Семинар проводила О.К. Сечкина, кандидат психологических наук, начальник отдела ГБУ ДПО РСПЦ.
Программа семинара
- Основные положения теории П.Я. Гальперина как средство дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития. Ориентировочная основа действий: основные этапы и критерии.
- Этапы формирования знаний, умений и умственных действий.
- Практикум: Работа в группах на предметном материале: уровневая дифференциация и составление алгоритма умственных действий предупреждения и устранения трудностей у обучающихся с ЗПР в овладении чтением, письмом, математикой, знаний об окружающем мире. Постановка коррекционных задач обучения детей с ЗПР в начальной школе.
- Подведение итога семинара. Заполнение анкеты обратной связи педагогами (рефлексия).
Семинар проведен в форме практического интерактивного обучения в виде упражнений, тренинга коммуникативных умений. Теоретическая часть была подкреплена практическим опытом. Слушатели семинара на реальных примерах составляли инструкции по формированию жизненных компетенций первоклассников с учетом технологии П.Я. Гальперина, ориентировочную основу действия по проверке текстов, разработали правила проверки по смыслу и написанию, а определение этапов формирования умственных действий стало полезно для всех участников семинара. Использовались презентационные слайды, карточки с заданиями, что позволило слушателям воспринимать информацию и сразу получить ответы на задаваемые вопросы. Дан материал по коррекции памяти у младших школьников с ЗПР, исходя из того что главной задачей психокоррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями является формирование у них специальных приемов запоминания, т.е. развитие логической памяти.
О.К. Сечкина сделала акцент, что использование теории поэтапного формирования психической деятельности позволит организации внешней деятельности школьников, способствующей переходу внешних действий в умственные. Это и является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений особенно детей с задержкой психического развития.
Участники высказывали положительные отзывы о значимости и полезности практических заданий, которые потребовали сконцентрироваться на многих проблемных аспектах проектирования урока в соответствии с требованиями методики П.Я. Гальперина. Было задано много вопросов, касающихся и профессиональной, и частной тематики. В анкете обратной связи отметили, что научились составлять алгоритм поэтапных действий для решения коррекционных задач обучения детей с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическая коррекция памяти у детей с зпр
Технология П.Я. Гальперина для ФГОС ОВЗ
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела