В рамках научно-методического сопровождения реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) специалисты Ресурсного центра в течение 2016 года организуют проведение четырех научно-практических семинаров по программе курса «Технологии дифференциации и индивидуализации обучения младших школьников с задержкой психического развития в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ».
Темы семинаров:
- Дифференциация и индивидуализация обучения младших школьников с задержкой психического развития.
- Технология поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина как способ дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития.
- Таксономия учебных задач Д. Толлингеровой как технология составления индивидуального образовательного маршрута младшего школьника с задержкой психического развития.
- Проектирование урока с позиции технологий дифференциации и индивидуализации обучения младших школьников с задержкой психического развития (мастер-класс, урок).
Семинары проводит О.К. Сечкина, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедры социально-гуманитарных наук Регионального социопсихологического центра г. Самара.
Программа нацелена на получение результата:
– усвоение и применение учителями начальных классов технологий дифференциации и индивидуализации обучения младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
11 марта 2016 г. в ГБОУ СОШ № 3 г. Похвистнево для учителей начальных классов г. Похвистнево, м.р. Похвистневский, Исаклинский прошел первый научно-практический семинар «Дифференциация и индивидуализация обучения младших школьников с задержкой психического развития».
Цель проведения: формирование профессиональных компетенций учителей начальных классов в использовании образовательных технологий обучения и развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи семинара:
- Выработка единых требований к организации коррекционной работы учителя начальных классов с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
- Повышение психологической компетентности учителей начальных классов по изучению психофизиологических и индивидуальных особенностей развития младших школьников с задержкой психического развития.
- Составление коллегиального заключения школьного консилиума на ребенка с задержкой психического развития на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии, педагогической характеристики, тетрадей для контрольных работ по математике и русскому языку.
В работе семинара приняли участие 27 учителей начальных классов (постоянных участников группы слушателей).
Форма проведения: интерактивный практико-ориентированный семинар.
Семинар проведен в интерактивном режиме, что позволило повысить активность педагогов и наиболее эффективно вовлечь их в обсуждении проблемных вопросов. Теоретическая часть была подкреплена рассмотрением вопросов инклюзивного образования и содержания коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в контексте с требованиями ФГОС ОВЗ. Сделан акцент, что дифференцированный и деятельностный подходы являются основой стандартов и учебный процесс выстраивается с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, что предполагает возможность реализовать их индивидуальный потенциал развития. Рассмотрены аспекты общих потребностей обучающихся с ОВЗ:
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психолого-педагогического сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Ольга Константиновна подчеркнула о необходимости психологических знаний в работе учителя начальных классов, а именно в вопросах комплексной помощи детям с ЗПР, отслеживания их уровня развития и обучения, сформированности высших психических функций, обеспечивающих познавательную деятельность – состояние памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия.
В практической части семинара были выявлены характерные особенности, клинико-психологические проявления младших школьников в соответствии с видами задержки психического развития. Прокомментированы психотехнические приемы коррекции внимания у детей с ЗПР. Педагоги отработали навыки в составлении коллегиального заключения ПМПк на ребенка с ЗПР на основе заключения ПМПК, педагогической характеристики, тетрадей для контрольных работ по математике и русскому языку.
Совместная деятельность позволила каждому участнику семинара внести свой особый индивидуальный вклад в выполнение практических заданий. Работа в группах способствовала обмену знаниями, собственными идеями, способами деятельности по развитию психических процессов.
Педагоги высказали положительные отзывы о работе семинара и о необходимости методической поддержки.
Начальник социопсихологического отдела РЦ И.А. Забелина,