«…Не обязательно достигать
какого-то звездного успеха,
но быть честным перед самим собой
в выбранной профессии — обязательно»
(Роберт Де Ниро)
Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
Безусловно, при выборе профессии, обучающиеся с нарушениями в развитии, родители (законные представители), специалисты, которые осуществляют данную работу, сталкиваются с трудностями, а также в ходе работы допускают ряд типичных ошибок по различным причинам. Рассмотрим те трудности и ошибки, с которыми сталкиваются и которые допускаются в ходе данного вида работы:
- Очень часто и обучающиеся и их родители используют неправильные источники информации о профессиях и неправильно их применяют. Информацию берут либо искаженную, либо непроверенную.
- К сожалению, в связи с имеющими нарушениями развития большинство обучающихся не умеют выделять главное, важное в полученной информации, а также ее систематизировать.
- На практике сталкиваются и с такой ситуацией, когда обучающиеся с ОВЗ и их родители переоценивают или недооценивают свои индивидуально психологические особенности при выборе профессии.
- Многие абитуриенты имеют неправильные представления о возможностях развития своих профессиональных качеств, о путях и способах освоения ими профессии.
5.Зачастую у многих преобладает эмоциональный компонент в ходе выбора профессии без учета имеющихся ограничений в жизнедеятельности.
- При получении новых рекомендаций в связи с ухудшением состояния здоровья либо ограничений в жизнедеятельности, а также с требованиями на рынке труда обучающиеся не умеют и не желают изменить решение;
7.Выбирают профессии «за компанию».
- Выбирают престижные профессии, которые не соответствуют здоровью и условиям труда.
- Очень часто лица с ОВЗ и их родители прислушиваются и подчиняются чужому, зачастую неправильному мнению при выборе профессии, а не мнению профессионалов, которые рекомендуют им данную профессию с учетом имеющихся у них нарушений.
- Выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.
Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств:
Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;
Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;
В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
- позиция родителей;
- учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
- поддержка со стороны педагогов;
- знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей
- информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
- поддержка со стороны педагогов.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Формы профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны:
- профессионально – ориентационные беседы;
- занятия в кружках, мастерских;
- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
- встречи со специалистами;
- участие в «днях открытых дверей»;
- участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
- использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
- Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
2.Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.
- Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.
- В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
Рекомендации разработаны психологом О.С. Баракиной
по материалам работ:
- Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4 (42).
- Андреева А.С. Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский учитель. – 2001. № 2.)