Рекомендации по профориентации для детей с ОВЗ для педагогов

 «…Не обязательно достигать

какого-то звездного успеха,

но быть честным перед самим собой

 в выбранной профессии — обязательно»

(Роберт Де Ниро)

   Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.

  Безусловно, при выборе профессии, обучающиеся с нарушениями в развитии, родители (законные представители), специалисты, которые осуществляют данную работу, сталкиваются с трудностями, а также в ходе работы допускают ряд типичных ошибок по различным причинам. Рассмотрим те трудности и ошибки, с которыми сталкиваются и которые допускаются в ходе данного вида работы:

  1. Очень часто и обучающиеся и их родители используют неправильные источники информации о профессиях и неправильно их применяют. Информацию берут либо искаженную, либо непроверенную.
  2. К сожалению, в связи с имеющими нарушениями развития большинство обучающихся не умеют выделять главное, важное в полученной информации, а также ее систематизировать.
  3. На практике сталкиваются и с такой ситуацией, когда обучающиеся с ОВЗ и их родители переоценивают или недооценивают свои индивидуально психологические особенности при выборе профессии.
  4. Многие абитуриенты имеют неправильные представления о возможностях развития своих профессиональных качеств, о путях и способах освоения ими профессии.

5.Зачастую у многих преобладает эмоциональный компонент в ходе выбора профессии без учета имеющихся ограничений в жизнедеятельности.

  1. При получении новых рекомендаций в связи с ухудшением состояния здоровья либо ограничений в жизнедеятельности, а также с требованиями на рынке труда обучающиеся не умеют и не желают изменить решение;

7.Выбирают профессии «за компанию».

  1. Выбирают престижные профессии, которые не соответствуют здоровью и условиям труда.
  2. Очень часто лица с ОВЗ и их родители прислушиваются и подчиняются чужому, зачастую неправильному мнению при выборе профессии, а не мнению профессионалов, которые рекомендуют им данную профессию с учетом имеющихся у них нарушений.
  3. Выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.

     Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств:

Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;

Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;

В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.

    Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

  • позиция родителей;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • поддержка со стороны педагогов;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей
  • информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
  •  поддержка со стороны педагогов.

    С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы:  обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

  Формы профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны:

  • профессионально – ориентационные беседы;
  • занятия в кружках, мастерских;
  • экскурсии  на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
  • встречи со специалистами;
  • участие в «днях открытых дверей»;
  • участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
  • использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.

 Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

  1. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно,  вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

2.Методический инструментарий для  определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.

  1. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.
  2. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

Рекомендации разработаны психологом О.С. Баракиной

по материалам  работ:

  1. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  2. Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4 (42).
  3. Андреева А.С. Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский учитель. – 2001. № 2.)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.