РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.

1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность  познавательных  умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности  сочетается с отрицательным отношением к учению.

Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого – низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

  1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее и. д.
  1. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
  1. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

  • отвлекаемостью;
  • подвижностью;
  • неусидчивостью и т. д.
  1. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
  1. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

  1. Конфликтные отношения
  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.
  1. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

  • в поддержке
  • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

  1. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

  1. Низкая работоспособность
  • В утомляемости
  • Истощаемости
  • Медленном темпе работы

   Как помочь слабоуспевающему или неуспевающему учащемуся. Самое важное в работе с таким ребенком – выявление причин плохой учебы и разработка индивидуального плана работы. И, конечно же, в работе с неуспевающими детьми очень поможет дифференцированный подход в обучении.

      Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

   Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока Виды помощи в учении
Контроль

подготовленности учащихся

 

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у

доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями,

помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового

материала

 

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке

приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа

учащихся на уроке

 

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных

заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное

правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для

решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на

ошибки, проверка, исправления

Организация

самостоятельной работы вне

класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной класса системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

 

Мероприятия Срок

 

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой

ликвидации.

Сентябрь

 

2.Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с

родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом,

логопедом и обязательно с самим ребенком.

 

Сентябрь
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов

в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка.

 

Сентябрь     (далее корректировать

по мере необходимости)

 

4. Использование дифференцированного подхода при организации

самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных

заданий

В течение учебного года

 

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся

класса.

 

В течение учебного года

 

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником. В течение учебного года

Рекомендации составлены по материалам сайтов:

https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2020/11/13/organizatsiya-raboty-so-slabouspevayushchimi-i

https://uchitelya.com/matematika/199098-plan-raboty-so-slabouspevayuschimi-ispytyvayuschimi-trudnosti.html

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.