Рекомендации по организации работы с одаренными детьми по математике

Современная педагогика выделяет работу с одарёнными детьми одним из основных

педагогической системы в рамках ФГОС.

Основные виды одаренности:

  1. интеллектуальная одаренность
  2. академическая одаренность
  3. социальная одаренность
  4. художественная одаренность
  5. практическая одаренность
  6. психомоторная (спортивная) одаренность

Для обучения математике особенно характерна академическая (математическая) одаренность.

           Система  работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  1. выявление одаренных детей, проведение диагностических измерений;
  2. изучение индивидуальных способностей и возможностей одаренного ребёнка;
  3. изучение интересов обучающихся в изучаемом предмете, разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого одарённого ребёнка;
  4. развитие творческих способностей на уроках;
  5. развитие способностей во внеурочной деятельности
  6. создание условий для всестороннего развития одаренных детей;

Проблема, с которой обычно сталкивается  школа – это раннее выявление и развитие способностей одаренного ученика. К выявлению одаренных учеников относят:

Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка.

Второй важный момент в работе с одаренными детьми – методы работы с одаренными детьми. К эффективным методам и формам в работе с одаренными детьми относятся:

детьми относятся:

  1. Метод «обогащения» обучения

В общеобразовательной школе урок является основной формой развития детской одаренности, при этом внимание уделяется преобладанию развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью. Отсюда выделяются следующие принципы разработки учителем урока, направленного на развитие одаренных детей:

  • усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности изучаемого материала;
  • ориентация на интеллектуальную инициативу учащихся;
  • осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательной потребностью детей, а не по заранее разработанной логической схеме;
  • преобладание собственной работы мысли ученика над репродуктивным усвоением знаний;

Другим методом обогащения образования является использование авторских программ в

процессе работы с одаренными детьми, которые реализуют принципы индивидуализации,

дифференциации, исследовательского обучения.

Обогащение образования включает в себя и внеклассные формы работы. Стандарт отводит внеурочной деятельности важную роль. Она наряду с уроком выступает средством реализации основной образовательной программы (ООП). И если получение предметных и метапредметных результатов связывают с уроком, то для получения личностных результатов наиболее благоприятные условия могут быть созданы во внеурочной деятельности.

Третий важный момент в работе с одаренными детьми – реализация способностей и возможностей ребенка. Олимпиады, пожалуй, наиболее адекватная и соответствующая математике форма отбора одаренных школьников для дальнейшего их развития. Наряду с олимпиадами функционируют научно-практические конференции, на которых школьники выступают с результатами собственных небольших исследований, проектов под руководством научного руководителя.

Как показывает практика, если не начать работать с детьми в 5-6 классе, то потом вызвать интерес и побудить ребенка серьезно работать над задачами очень сложно

Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и направление познавательной творческой находкой и сильной стороной.

Примерный план мероприятий для работы

Планируемое мероприятие Срок Планируемый результат
 

 

 

1.

Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности,

организация творческих групп

 

 

Сентябрь – октябрь

 

 

Карта одаренности на каждого ребенка

 

 

 

 

 

 

2.

Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам: подбор теоретического материала, формул для решения задач, составление таблиц, схем, чертежей, работа по созданию единого открытого банка заданий «Олимпиадные задачи 5-6 класс»  

 

 

 

 

Август – сентябрь

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

3

Утверждение расписания занятий реализации часов развития с одаренными детьми  

Сентябрь

Утверждения расписания занятий

реализации часов

 

 

4

Организация участия

одаренных детей во Всероссийской предметной олимпиаде школьников на различных уровнях

 

Согласно плану работы ОУ

 

Участие детей в мероприятии – не менее 9%

 

 

5

Создание системы

дистанционного участия детей в предметных олимпиадах

 

в течение года

 

Сертификаты участников, дипломы

 

6

Организация научно-

поисковой работы учащихся посредством сети Интернет

 

В течение года

 
 

 

7

Развитие интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет – журналов научной и учебной направленности  

В течение года

 
 

8

Подписка на

периодические журналы

Май, сентябрь Повышение интереса к чтению научного журнала
 

 

9

Работа с педагогическими кадрами. Семинары, курсы по теме: «Особенности обучения одаренных детей” В течение года Повышение педагогического мастерства
10 Отслеживание результативности

участия учащихся в олимпиадах различного уровня

В течение года Результативное представление о потенциале школы

 

Рекомендуемая литература для подготовки заданий к школьным олимпиадам по математике

 

Журналы:

  1. Квант;
  2. Математика в школе,
  3. Математика для школьников.

Книги и методические пособия:

  1. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Районные олимпиады. 6-11 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Терешин Д.А. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К., Рубанов И.С. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К., Рубанов И.С. Математика. Всероссийские олимпиады.Выпуск 4. – М.: Просвещение, 2013.
  6. Андреева А.Н. ,Барабанов А.И., Чернявский И.Я. Саратовские математические олимпиады. – М.: МЦНМО, 2013.
  7. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. М.: Наука, 1975.
  8. Гальперин Г.А., Толпыго А.К. Московские математические олимпиады. – М.: Просвещение, 1986.
  9. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. – Киров:Аса, 1994.
  10. Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике. – М.: МЦНМО, 2005.

Интернет-ресурсы:

  1. Школьные олимпиады по математике.-//http://kazan- info
  2. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. Сайт включает такие рубрики как «Условие», «Решение», «Подсказка» (указания к решению), «Информация» (методы и приемы решения, используемые в решении; факты, используемые в решении; объекты и понятия, используемые в решении; источники и прецеденты использования), каждую из которых ученик может открыть при решении любой содержащейся в сайте задачи. http://zadachi.mccme.ru
  3. Материалы (полные           тексты)           свободно распространяемых книг по математике, предоставленные авторами и издательствами (по возможности в форме оригинал- макетов с исходными текстами), а также записки лекций, сборники задач, программы курсов и т.п. http://www.mccme.ru/free-books
  4. Олимпиадные задачи по математике: база данных Около 8000 задач школьных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и турниров по математике. Многие задачи с ответами, указаниями, решениями. до 2011 года (включительно). Возможности поиска. http://zaba.ru/
  5. Библиотека электронных учебных пособий по математике Задачи математических олимпиад и турниров. Интерактивные обучающие ресурсы по многим разделам элементарной и высшей математики. Математические тесты, пособия и справочники. http://mschool.kubsu.ru

рекомендации составлены методистом И. Захаровой по материалов сайтов

http://genius.pstu.ru/file.php/1/metod_rekomend/Metodicheskie_rekomendacii_po_rabote_s_odarennymi_detmi.pdf

Технологии работы

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.