Рекомендации педагогам по проведению бесед и дискуссий

         Ценностно-ориентированную коммуникацию на уроке нельзя превращать в монолог учителя, направленный на морально-этическое просвещение учеников. Ребенок, которого мы воспитываем, не должен занимать пассивную позицию в общении с учителем, не должен быть просто слушателем. Следует создавать условия для того, чтобы ученик занимал здесь активную позицию: обозначал ее, аргументировал, спорил, сомневался, доказывал, отстаивал свою точку зрения. И в этом нам всегда помогают такие формы коммуникации как беседы и дискуссии.

         Подбор материала. Успех беседы или дискуссии во многом зависит от того, сумел ли учитель заинтересовать ею школьников. Здесь очень важен подбор материала, который станет предметом обсуждения. Таким материалом может стать проблематизирующий вопрос, спорное утверждение, видеоролик, фрагмент кинофильма, отрывок из книги или журнальной статьи, пословица или поговорка, рекламный плакат или иллюстрация. Предметом обсуждения может стать и многое другое. Главное — такой материал должен вызвать у школьников желание обсудить его, высказать по его поводу свое мнение. Рассмотрим это на примерах вопросов, предлагаемых школьникам для обсуждения на уроке:

  • Литература. Согласны ли вы со словами И. Карамазова: «Если Бога нет, значит все позволено»?
  • Физика. Нужны ли науке нравственные ограничения?
  • Обществознание. Легко ли быть свободным человеком?

 Выбор вида. Хорошо подобранного материала недостаточно для хорошего старта. Необходимо еще определиться с видом той беседы или дискуссии, которую вы планируете провести. Педагогу важно выбрать тот, который больше всего будет соответствовать как его целям, так и коммуникативным способностям и опыту его учеников.

  1. Круг

         Это самый простой вид беседы, которую можно использовать на уроке. Групповое обсуждение в кругу хорошо организовать тогда, когда важно, чтобы каждый ребёнок высказал свое мнение по поводу той или иной обсуждаемой проблемы.

         Круг, когда все открыто сидят лицом друг к другу, позволяет создать доброжелательную атмосферу для общего обсуждения, настроить школьников на открытое общение, уравнивает их позиции, дает возможность всем поделиться своими мыслями и чувствами. Здесь школьники учатся высказывать свою позицию, слушать других.       Застенчивые и обычно тихие ученики имеют возможность высказаться и быть услышанными наравне со всеми, у них появляется возможность приобрести такой важный для них опыт публичного выступления. Школьники могут сравнить свое мнение с точкой зрения сверстников, это помогает им в формировании собственной позиции. Кроме того, в атмосфере открытого общения происходит становление и развитие коллектива класса, школьники лучше узнают друг друга, появляется чувство взаимопонимания, формируется «чувство МЫ». Педагог же, проводя разговор в кругу, глубже знакомится со своими учениками, лучше узнает их индивидуальные особенности.

         Беседу данного вида оптимально проводить в классе до 20–25 человек, при большем количестве участников сложно организовывать работу и поддерживать нужную атмосферу, тишину и внимание друг к другу. Сам круг должен быть максимально ровным, никто не должен оказаться за его

пределами. Круг позволяет всем участникам видеть друг друга, наблюдать

реакцию друг друга.

         Итак, сначала предложите детям занять места на расставленных в форме круга стульях.

         Покажите ребятам предмет (маленькую игрушку, небольшой мяч, маркер и т. п.), который вы будете передавать выступающему. Право говорить будет только у того, кто держит этот предмет, а все остальные должны слушать молча. Этот предмет как бы гарантирует говорящему, что его выслушают, а некоторым он придает уверенности и успокаивает.

         Познакомьте ребят с правилами:

— только тот, кто держит «говорящий» предмет, может говорить, все остальные молчат и проявляют максимальное внимание к говорящему и поддерживают его;

— после того, как вы закончили свою речь, передайте предмет человеку слева, предмет нельзя бросать;

— вы можете пропустить ход, никто не обязан высказываться. В этом случае, получив предмет, просто скажите «я пропускаю» и передайте его человеку слева от себя;

— расскажите о том, что вы думаете, старайтесь не повторяться, а если все же повторяете мысль, которая уже прозвучала, внесите в нее свой смысл, дополнительную информацию;

— нельзя критиковать и оскорблять других, высказывая свою позицию. Вы можете отметить, что не согласны с тем, что уже прозвучало, но никоим образом не оценивая и не критикуя другого.

         Отметьте, что сначала будет сложно слушать друг друга не перебивая. Проявлять поддержку и внимание к говорящему — большое искусство, и каждый может научиться этому со временем. Если позволяет время, перед началом работы обсудите с ребятами: при каких условиях человек может открыто высказывать свое мнение; когда у нас появляется желание что-то рассказать другому; что мы чувствуем, когда во время разговора нас перебивают, критикуют или оценивают? После такого разговора можно вместе с ребятами сформулировать правила работы в кругу.

         Необходимо убедиться, что ребятам понятны все правила и они с ними согласны. Если кто-нибудь из учеников не хочет следовать им, придумайте для него индивидуальное задание (например, он будет аналитиком и выскажет свое мнение в конце занятия).

Оптимальное время разговора 20–30 минут.

 «Упражнение Джеффа»

         Эта разновидность дискуссии позволит школьникам высказать свою жизненную позицию в игровом взаимодействии. Участник не просто формулирует, а буквально занимает ее в пространстве, делая несколько шагов.

         Правила: педагог предлагает группе вопрос или утверждение, на которое каждый участник отвечает, заняв место около одной из трех позиций — «Да», «Нет» и «Может быть». Позиции обозначены соответствующими табличками так, чтобы каждая из трех подгрупп расположилась в вершинах равностороннего треугольника лицом к его центру. Когда участники, подумав, займут места у выбранных табличек, ведущий предлагает каждой группе высказать мнение, прояснить свою позицию. Говорят лишь желающие. Во время выступления одного участника остальные не могут перебивать его. Высказываясь, участники не оспаривают противоположную точку зрения, не развивают и не повторяют

высказанное ранее, а лишь обосновывают свой выбор, определяют свою позицию. Во время высказываний одноклассников по поводу своего выбора того или иного места в аудитории, участники имеют право перейти в другую группу, если захотят.

         Фразы для этого упражнения могут быть построены в форме утвердительного высказывания. Ребенок может согласиться с утверждением, и тогда стать около таблички «да», не согласиться и встать около таблички «нет», или выбрать вариант «может быть». Упражнение можно проводить как самостоятельное мероприятие с целью выявления позиций школьников по спорным и интересующим вас и их вопросам, а можно в качестве разминки перед большой дискуссией или обсуждением, для настроя на открытый проблемный разговор.

         Для достижения желаемого эффекта нужно соблюдать несколько условий: обязательное участие каждого, невозможность вступать в спор, запрет на оценку мнения другого, активное слушание и размышление над позициями друг друга.

         При проведении упражнения «Джеффа» на уроках можно использовать, например, такие фразы: «Заботу об экологии могут позволить себе только богатые страны» (география или экономика); «В большей степени я ответственен за себя, чем за свою семью» (обществознание) и т. п.

 «Жизненное кредо»

         Упражнение «Жизненное кредо» построено на обсуждении высказываний о жизненных ценностях, позиции, смысле жизни.

Ведущий заранее готовит листки с фразами из художественных произведений, цитатами ученых или общественных деятелей, с суждениями

школьников и педагогов. Работа начинается с того, что каждый отбирает

наиболее близкое для себя высказывание из предложенных, думает о своем жизненном кредо, жизненном девизе.

         Другой вариант: работа начинается с того, что каждый участник пишет на листочке свой жизненный девиз, и все они складываются  в некую емкость, куда ведущий добавляет подготовленные заранее фразы. Затем каждый смотрит фразы других, и решает — оставить ли свое высказывание или взять другое. Кто-то берет два. Затем участники делятся своими суждениями, позициями, звучат вопросы на понимание и уточнение.

         Обсуждение лучше проводить в кругу, чтобы все участники видели лица друг друга.

         Если некоторые участники затрудняются говорить открыто, они могут ограничиться чтением вслух выбранной фразы, без ее разъяснения. В подобной работе показателен этап коллективного обсуждения, когда каждый слышит мнение другого, невольно сравнивая с ним свою позицию, погружается в рефлексию, оценку своих взглядов. После обсуждения, а иногда во время него (если сказанное явно затронуло всех), можно провести «Открытое интервью», когда одному участнику в свободной форме задают вопросы на уточнение и объяснение его позиции.

  1. «Мозговой штурм»

         Это широко известный вид беседы, имеющий множество модификаций. Класс разбивается на две группы.

         Первая группа — «генераторы». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы,

при этом они не имеют права обсуждать варианты друг друга, отвергая или соглашаясь с ними. Строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений, важно количество, а не качество идей. В группе «генераторов» выбирается один человек, который, не участвуя в генерации идей и предложений, только фиксирует их.

         Вторая группа — «аналитики». Они получают от первой группы список идей и предложений и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.

Группы «аналитиков» и «генераторов» формируются по принципу добровольности: проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг.

         Можно проводить работу обеих групп и одновременно. В этом случае обе группы сначала работают как «генераторы», затем меняются листочками с предложениями и выступают в качестве «аналитиков».

         Во время проведения мозговой атаки педагог выступает в роли заказчика. Он кратко излагает суть проблемы и правила проведения мозгового штурма.  

  1. «Аквариум»

         Эта разновидность дискуссии наиболее эффективна в разнородной аудитории, где присутствуют дети разных возрастов, из разных классов или школ.

         Пространство организовано так, что основная часть присутствующих составляет внешний круг, а внутри него располагается «аквариум» — небольшой внутренний круг, состоящий из пяти-семи участников. Ими становятся те, кто хотел бы высказаться по теме дискуссии.

         Ведущий старается привлечь в круг носителей разных позиций.

Кроме того, ведущий формирует группу из трех экспертов, которая будет обновляться каждый тур дискуссии. Их задача — после каждого тура высказать свое мнение по поводу хода дискуссии, соблюдения ее правил, корректности высказываний, аргументированности участников и т. п.

         Первый тур — пробный, на нем уточняются правила. Каждый следующий представляет собой блиц-дискуссию, длящуюся не дольше семи-восьми минут. Собравшиеся в «аквариуме» сначала кратко высказываются по очереди, затем происходит общее свободное обсуждение. Ведущий и сидящие в большом кругу не имеют права вмешиваться в жизнь «аквариума», они только слушают. Если возникла пауза, из внешнего круга могут звучать вопросы отдельным участникам. Этот процесс жестко регулируется ведущим.

         Можно запустить в аквариум ещё одну «рыбку» из внешнего круга (если ребенку захочется высказаться, а дискуссия в «аквариуме» течет вяло).

         Но для этого другая «рыбка» должна покинуть аквариум, освободив место. Когда время истекает, звучат высказывания экспертов, при желании — содержательные реплики из зала по обозначенной проблеме, не больше двух.

         Весь тур должен длиться не дольше десяти минут.

  1. «Критики, мечтатели, реалисты»

         Это групповое обсуждение и разработка новых идей и предложений. Этот вид беседы можно использовать при обсуждении школьниками какой-либо идеи, подготовке ими какого-либо проекта. Для начала необходимо выбрать тему обсуждения. Например: «Внесение новых современных слов в словарь русского языка» (русский язык).

         Затем все участники делятся (любым способом) на три группы. Каждой группе сообщаются ее задачи.

         Задача «группы критиков» — жесткая критика идеи, обнаружение и раскрытие ее слабых сторон, возможных трудностей в ее реализации.     Задача «группы мечтателей» — генерализация самых невероятных и даже несбыточных вариантов развития идеи или ее отдельных направлений, построение перспектив ее осуществления, прогнозирование областей, где она может реализовываться, людей, которые могут помочь в ее реализации.

         Задача «группы реалистов» — найти способы, как ее можно реализовать, какие средства (денежные, технические, человеческие и т. п.) нужно для этого задействовать.

         Группы обсуждают идею с позиции поставленных перед ними задач. На это отводится 5–7 минут.

         Далее следует выступление каждой группы (также по 5–7 мин.). Сначала выступает группа «мечтателей». После ее выступления другие группы задают уточняющие вопросы, дают обратную связь: «критики» критикуют предложения мечтателей, показывают их слабые стороны; «реалисты» анализируют предложения, показывают какие из них и как можно воплотить. Затем по такому же алгоритму происходит выступления группы «критиков» и «реалистов».

         На следующем этапе каждая группа автономно обсуждает появившиеся предложения, замечания и критику, и, используя самые полезные из них, создает свой окончательный проект.

         После этого проходит выступление представителей каждой группы с окончательным вариантом своей части общего проекта.

         На последнем этапе важно организовать коллективный анализ работы, где все участники в свободной форме высказываются о прошедшем обсуждении, его значении для себя, о прозвучавших идеях, наиболее запомнившихся моментах и зарекомендовавших себя участниках.

  1. «Конверт Суждений»

         По кругу пускается красочно оформленный конверт, в котором находятся заготовленные ведущим листочки с фразами — они могут быть сформулированы в виде незаконченных предложений или вопросов. Каждый участник достает записку, завершает написанное там незаконченное предложение или отвечает на содержащийся в ней вопрос. Наиболее интересный всем вопрос можно обсудить всем вместе. Кроме того, любой участник, ответив на свой вопрос, может переадресовать его другому, чье мнение ему интересно. Можно также заменить вопрос и взять из конверта другой, если не хочется отвечать на тот, который достался.

         Приемы ведущего.

         На практике самым сложным для педагога оказывается организация и проведение бесед и дискуссий в наименее регламентированном их виде — в виде свободного разговора. Здесь острее всего проявляются две главные сложности его организации: с одной стороны, поддерживать высокую активность участников, а с другой — постараться не дать этому разговору трансформироваться в хаотичный многоголосый гам, где каждый слышит только себя. Справиться с этими сложностями обычно помогают несколько нехитрых приемов.

         Во-первых, для участников следует ввести простые и понятные правила. Например:

  • ≪правило поднятой руки≫
  • ≪правило свободы мнения≫
  • ≪правило уважительного слушания≫
  • ≪правило краткости высказывания≫
  • ≪правило корректности высказывания≫
  • ≪правило аргументированности высказывания≫
  • и т. п.

         Во-вторых, строит обратить внимание и на тактику ведения разговора самим педагогом. Вот лишь некоторые ее особенности.

  1. Важно поддерживать атмосферу уважения школьниками мнений друг друга, какими бы странными они не казались.
  2. Не следует умиляться по поводу оригинальности высказываемых учениками мнений, если они никак не аргументированы.
  3. Не нужно пытаться манипуляциями подводить детей к правильному выводу — важнее проблематизировать их собственные выводы.
  4. Опасно навязывать школьникам свое, «единственно правильное», мнение — существует опасность превращения разговора в рапорты детей по принципу «чего изволите?».
  5. Полезно не столько организовать поочередное высказывание детьми своего мнения, сколько заострять их внимание на наиболее интересных суждениях друг друга, выделять проблемные моменты, просить отнестись к высказываниям других.
  6. А еще важно уметь слушать, и это важная часть педагогического искусства.

         В-третьих, можно заранее подготовить серию дополнительных вопросов по теме разговора, которые помогли бы учащимся обратить внимание на новые стороны обсуждаемой проблемы, глубже проникнуть в их суть, увидеть их в новом свете. Как только ведущему становится очевидным снижение активности школьников, можно «вбрасывать» эти вопросы в общее обсуждение и тем самым давать ему новый импульс.

         В-четвертых, можно использовать специальные приемы активизации дискуссии. Приведем в качестве примера лишь некоторые из них:

1) уточняющие вопросы («Ты сказал, что это лучше. Чем именно лучше?»),

2) демонстрация непонимания («Не понял, уточни, пожалуйста…»),

3) сомнение («Так ли это?», «Остальные согласны с этим?», «Мне кажется, это слабый аргумент»),

4) нет-стратегия, на все высказывания участников дискуссии ведущий говорит «нет», не утруждая себя особо доказательствами («Нет, это не так»; «Такого не бывает»; «Этого не может быть»),

5) парафраз, повторение высказывания с новой интонацией — стимулирует переосмысление сказанного, развитие мысли,

6) высказывание альтернативного тезиса и т. п.

           Хорошо проведенная беседа или дискуссия — та, после которой у школьников остается интерес к обсуждавшемуся на ней вопросу. Если его продолжают обсуждать на перемене, если с расспросами дети подходят к педагогу после урока, если интересуются мнением своих родителей или других учителей, — разговор удался. Ведь его смысл не в том, чтобы непременно найти одно, единственно верное решение обсуждаемой проблемы. Его смысл в том, чтобы школьники научились анализировать проблему с разных сторон, научились видеть и оценивать разные способы ее решения, научились иметь, высказывать и доказывать свою точку зрения, наконец, научились слушать и слышать другие точки зрения.

         В беседе или дискуссии не нужно пытаться поставить точку и, подводя ее итог, произносить слова вроде: «Итак, дети, мы с вами пришли к общему мнению, что…». Вместо этого, лучше организовать итоговую рефлексию только что завершившегося разговора. Для этого можно предложить учащимися рассказать о своих мыслях, чувствах, эмоциях, которые появились у них в связи с состоявшимся разговором. А можно облегчить задачу, предложив ребятам закончить ту или иную фразу.

         Например:

* «сегодняшний разговор помог мне понять…»

* «эта дискуссия была для меня…, потому что…»

* «после сегодняшней беседы я: а) еще больше убедился в своей правоте,

б) немного изменил свое мнение, в) полностью поменял свою точку зрения»

* «и все-таки после всего сказанного сегодня я считаю, что…»

         И это будет уже не точка, а многоточие…

Мжельская Е.В.

(по материалам «Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие» под. ред. П.В. Степанова – М.: ФГБНУ

«Институт стратегии развития образования РАО», 2021 г.)

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.