Педагогам в профилактической деятельности по профилактике ПАВ среди подростков, необходимо:
- привлекать волонтеров, лидеров подростков групп и молодежных групп по профилактики употребления ПАВ;
- пропаганда ЗОЖ о пагубности вредных привычек не должна выстраиваться на «тактике запугивания», с помощью которой, пытаются оградить подростков от приобщения их к курению, алкоголю, наркотикам и другим психотропным веществам.
Важно указывать и на связь между употреблением ПАВ и заболеваниями. Основная задача – не «запугать», а проинформировать, проанализировать совместно с подростком, спорные моменты, помочь ему осознать и задуматься над важностью данной проблемы, и в дальнейшем сделать правильный выбор.
Как правило, информация, касающаяся профилактики ПАВ, должна быть правильно понята и воспринята подростками. Не следует использовать в разговоре, беседе с подростками, сложных фраз, сложной терминологии и различного рода научных цитат. К тому же, неестественно выглядит и то, когда педагоги пытаются скопировать язык подростков, переходя на сленговый стиль общения.
Педагогам необходимо обозначить своё отношение к вредным привычкам, к ПАВ. Не следует, в выражении негативного отношения к вредным привычкам, заходить слишком далеко – следует помнить, что мотив убеждения, должен быть позитивным.
Родителям и педагогам важно знать, что сможет удержать подростка от обращения его к ПАВ:
- заполнение свободного времени подростка, конструктивными формами досуга, ссылаясь на его увлечения интересы в свободное от учебы время;
- включение ребенка в разнообразные сферы жизнедеятельности (секции, кружки, физкультурно-оздоровительные мероприятия, организации акций по профилактике ПАВ); · дружба с родителями (открытость, эмоциональная близость, доверие);
- общее дело, как предмет единения (семейные походы, спорт, любая совместная, проективная деятельность, позволяющая как наладить отношения между членами семьи, так и создать теплую, благоприятную, психологическую атмосферу);
- участие в молодежных, детско-подростковых организациях, которые негативно относятся к употреблению ПАВ, на базе школ важно поддерживать и привлекать к профилактической деятельности лидеров подростков групп, активно создавать волонтерское движение, в стенах общеобразовательных школ.
Не следует забывать, что ранняя ответственность за себя и других способна удержать ребёнка от обращения к ПАВ, особенно тех подростков, которые живут в неполных семьях или же являются сиротами;
Работа по профилактике ПАВ среди подростков, в условиях общеобразовательных школ, должна практиковаться, как система содействия подросткам в решении задач их взросления и должна быть направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. На формирование мотивов отказа от употребления и обращения к алкоголю, наркотикам, сигаретам.
Конечно, прохождение подростками профилактических программ не снижает существенно вероятность того, что подросток «попробует», но существенно повышает вероятность того, что он откажется при вторичном предложении употребить психоактивное вещество.
Таким образом, именно в процессе профилактической деятельности, необходимо выстраивать активную работу сотрудничества школы не только с детьми, но и привлекать к участию родителей, волонтеров, лидеров подростковых, молодежных, общественных организаций, которые могут оказать посильное влияние на сознание подростка, на пути отказа от проб и употребления ПАВ.
Источник: Симатова О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ. – 2009.
Педагог-психолог : Котмышева А.В.