“Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”
Василий Андреевич Сухомлинский.
Мотивация – сложнейшая педагогическая проблема. Учителя – предметники и учёные постоянно отмечают резкое снижение успешности, познавательной активности у детей от младших классов к старшим. В основе этого тревожного фактора – утрата интереса, снижение уровня мотивации.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования. Назову некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.
Формированию учебной мотивации способствует:
- Проектная деятельность, деловые игры, предметные недели.
- Научно-исследовательская деятельность и т. д.
- Создание проблемной ситуации.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению
- Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
- Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок- путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения .
- Привлекательная цель.
- Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.
- Нарисуй, как понял.
- Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.
- Использование возможностей интернет в урочной и внеурочной деятельности учеников
- Повышает интерес к предмету и организация внеурочной деятельности.
В.А. Сухомлинский писал: “Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки… Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.
Мы перечислили сегодня общие правила обучения, способствующие росту внутренней мотивации.
Баракина О.С., педагог психолог «ГБУ ДПО Похвистневский Ресурсный центр».