Почему ребёнок плохо учится?
Этот вопрос волнует и семью и школу. В основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Отношение к учёбе зависит от личностных особенностей школьника, таких, как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки, статуса в классе и др.
Психологические причины неуспеваемости:
- Недостатки познавательной деятельности детей. Сюда входят: недостатки развития психических процессов, приёмов учебной деятельности.
- Недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
В подростковом возрасте снижение мотивации к учёбе может спровоцировать отклоняющееся поведение ребёнка. Сталкиваясь с проявлениями этого поведения (грубостью, непосещением школы, и т. д.) мы часто объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, снижением воспитательных воздействий, биологическими нарушениями. Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучают собственная неопределённость, одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребёнка.
К типичным психологическим трудностям этих детей относятся:
- проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
- проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками;
- трудности самоотношения, самопонимания;
- трудности формирования жизненных целей, идеалов;
- внутреннее одиночество, непонимание другими;
- поиск границ доступного;
- стремление избежать давления, правил, норм, требований;
- трудности в обучении; неорганизованность.
Рекомендации родителям
- Формируйте у детей позитивные жизненные устремления и цели.
- Создайте ребёнку все условия для комфортного существования, эмоционального благополучия.
- Помогайте формированию у детей волевого контроля и способности к самообладанию.
- Оказывайте посильную помощь в преодолении трудностей в обучении вашего ребёнка.
- Оптимизируйте взаимоотношения ребёнка в семье, способствуйте улучшению взаимоотношений с учителями, сверстниками.
- Обучайте адекватным способам поведения в трудных ситуациях.
- Обеспечивайте ребёнку ощущение безопасности, защищённости.
- При взаимодействии с детьми не впадайте в гнев, старайтесь не испытывать обиду, негодование. Такое прямое противостояние между ребёнком и взрослым ведёт к усилению непонимания.
- Составьте собственные правила для определения своей позиции, тактики и стратегии взаимодействия.
- Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
- Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребёнком
Автор: Лесникова Е. Д.
Бондаренко В. В., педагог-психолог
социопсихологического отдела
ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»