“Развитие культуры речи у дошкольников через использование русского народного фольклора”

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка, дошкольный возраст является сензитивным для усвоения языка.

Народный фольклор наряду с художественной литературой открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Педагогу необходимо использовать следующие приемы:

  • обнаружение в тексте образных слов, объяснение детям тех или иных выражений;
  • использование и анализ новых понятий и образов в пересказах, и собственных рассказах;
  • использование словесных зарисовок, воссоздание образа по вопросам педагога;
  • отрабатывание интонации, подготовка к выразительному чтению и проговариванию.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

Дети дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание фольклорного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Таким образом, использование в развитии культуры речи детей дошкольного возраста, разного рода произведений устного народного творчества помогают педагогу решать задачи по воспитанию у детей любви к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Список литературы:

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор – М., 1999.

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Москва, 1985 г.

Бородич А.М. «Методика развития речи». Москва, 1981 г.

Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе». Москва, 2005 г.

Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир». Москва, 2009 г.

Ершова А, Букатов В. Возвращение к таланту – Красноярск, АКМЭ, 1999

Успенская Л.П. «Учитесь правильно говорить». Москва, 2002 г.

 

Авторы:

Учитель-дефектолог ГБОУ гимназии имени С.В. Байменова СП «Детский сад Лад»  Куркина Марина Александровна
Воспитатель ГБОУ гимназии имени С.В. Байменова СП «Детский сад Лад» Дунаева Олеся Геннадьевна

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.