Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка, дошкольный возраст является сензитивным для усвоения языка.
Народный фольклор наряду с художественной литературой открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Педагогу необходимо использовать следующие приемы:
- обнаружение в тексте образных слов, объяснение детям тех или иных выражений;
- использование и анализ новых понятий и образов в пересказах, и собственных рассказах;
- использование словесных зарисовок, воссоздание образа по вопросам педагога;
- отрабатывание интонации, подготовка к выразительному чтению и проговариванию.
Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
Дети дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание фольклорного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.
Таким образом, использование в развитии культуры речи детей дошкольного возраста, разного рода произведений устного народного творчества помогают педагогу решать задачи по воспитанию у детей любви к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Список литературы:
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор – М., 1999.
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Москва, 1985 г.
Бородич А.М. «Методика развития речи». Москва, 1981 г.
Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе». Москва, 2005 г.
Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир». Москва, 2009 г.
Ершова А, Букатов В. Возвращение к таланту – Красноярск, АКМЭ, 1999
Успенская Л.П. «Учитесь правильно говорить». Москва, 2002 г.
Авторы: