Профилактика девиантного поведения подростков

Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами

Кто-то, когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити.

 Словно стена без дверей, без окон.

Вот они, главные истины эти:

«Поздно заметили» … «Поздно учли» …

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

 

Среди общегосударственных задач предупреждения и профилактики преступности особое место занимает проблема ранней профилактики правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение асоциального поведения на ранних стадиях развития.

Девиантное поведение [лат. deviatio — отклонение] – система  поступков или отдельные поступки, противоречащие  принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

В широком смысле, понятие «девиантное поведение»,  охватывает любые виды отклонений от социальных  норм – и положительные (геройство, самопожертвование, альтруизм и т.п.) и отрицательные (агрессия, алкоголизм, наркомания, суициды и т.п.).

Основные усилия профилактической деятельности должны переноситься на неблагоприятные условия воспитания несовершеннолетних, на те негативные влияния, которые он испытывает со стороны ближайшего окружения и которые обусловливают отклонения в его сознании и поведении.

Выявление таких негативных влияний, обусловливающих асоциальные отклонения, затруднено потому, что они не выступают изолированно, в одиночку, а представляют, как правило, взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих в разных возрастных периодах и с разным негативным вкладом и «весом» в развитии отклоняющегося поведения.

Школа выступает одним из центральных звеньев в системе органов общей профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. С одной стороны,  она призвана осуществлять педагогизацию воспитательно-профилактической деятельности семьи, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции трудновоспитуемых учащихся.

Деятельность по предупреждению правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних сводится к решению следующих задач:

  • выявление неблагоприятных условий семейного, школьного, общественного воспитания и оздоровлений их;
  • пресечение и устранение действий антиобщественного, криминализирующего влияния на несовершеннолетних;
  • осуществление коррекции отклоняющего поведения  несовершеннолетних;
  • введение в практику работы психолого-педагогического инструментария для изучения личности ближайшего окружения подростков с девиантным поведением;

согласованное использование органами системы ранней профилактики этого инструментария в целях изучения личности трудновоспитуемых подростков, состоящих на школьном и других видах профилактического учета; изучение условий их семейного воспитания и ближайшего окружения; разработка с учетом эмпирических данных социально-психологической типологии «трудных» подростков, неблагополучных семей  и неформальных подростковых групп,  позволяющей осуществлять дифференциацию профилактических мер и воздействий, оказываемых общими  и специальными органами ранней профилактики по коррекции девиантного поведения детей и подростков;

– активное и целенаправленное вовлечение подростков в во внешкольные организации по интересам.

Позиция педагога в ситуациях  взаимодействия с девиантными подростками.

Установка педагога на принятие подростка таким, какой он есть. Внутренняя готовность к возможным негативным особенностям подросткового возраста.

  1. Наличие у педагога коммуникативной толерантности (терпения, умение не злиться на подростков, несмотря на их негативизм, скепсис, дерзость и прочее).
  2. Оптимистический взгляд на подростка: вера в его наилучшие качества, а при положительных результатах сотрудничества, в позитивные перемены в поведении, судьбе. Педагогу запрещено унижать личность подростка, навешивать ему «ярлыки».
  3. Стремление проявлять подчеркнутое внимание к личности, нуждающейся в психолого-педагогической помощи. Оно проявляется в стремлении педагога помочь подростку осознать, что он не безразличен, что его поступки и личностные свойства замечают, что ему готовы оказать поддержку.
  4. Готовность педагога относиться к подростку не менее уважительно, чем к себе: в этом случае подросток убеждается , что в нем видят личность, достойную признания и уважения, что ему помогают самоутверждаться, проявлять свою самостоятельность, взгляды, мнения.
  5. Доброжелательность и чистосердечность. Человек может быть доброжелательным – открытым с людьми, помогающим в осуществлении хороших дел, располагающим к себе в общении и деятельности. Но может быть и зловредным-готовым к неодобрительной критике, проявляющим неприятие чужих инициатив, отчитывающим, ищущим благодарность за совет и услугу, и тем самым-отталкивающим от себя. Воспитателю подростков лучше относиться к первой категории людей.
  6. Понимание сложности воспитательной задачи при взаимодействии с подростками, в том числе и со сложными характерами. Уместно помнить слова Януша Корчака: «Надо остерегаться смешивать «хороший» и «удобный». Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен… И наконец важно различать:

– желание привлечь внимание, желание показать свою власть или отомстить за обиду (реальную или вымышленную), желание избежать неудач.      При этом поведение подростка может быть плохим, но не девиантным.

Система профилактических мер должна быть рассчитана на так называемые неблагополучные семьи, где семейное неблагополучие наглядно проявляет себя либо в жестокости и аморальном поведении родителей, либо в материально-жилищной необеспеченности, либо в отсутствии одного из родителей, их болезни, инвалидности и т.д. Безусловно, такие семьи нуждаются в особом внимании и помощи социальных служб в первую очередь.

Однако  нельзя забывать, что свыше половины трудновоспитуемых, состоящих на учете подростков воспитываются в семьях, которые не справляются с задачами воспитания, несмотря на то, что имеют для этого все необходимые условия. То есть в такой семье имеется необходимый материальный достаток, родители ведут здоровый образ жизни, заботятся о своих детях, и причины трудновоспитуемости детей кроются в педагогической несостоятельности, в характере эмоциональных отношений детей и родителей, в неумении родителей создать благоприятную, способствующую воспитанию детей семейную атмосферу.

Советы тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно-профилактической работе с детьми девиантного поведения и их семьями

  1. Любому родителю неприятно слышать плохое о своем ребенке. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
  2. Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
  3. Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.).
  4. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
  5. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз «Такой-то неисправим, он обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
  6. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли, нужно время.
  7. Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

 

 

2018 год

Использованные источники:

https://studref.com/397570/pedagogika/profilaktika_deviantnogo_povedeniya_podrostkov

Любашенко И.А., педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.