Если посмотреть на развернутый анализ причин и условий совершения подростками преступлений и прав правонарушений, а также причин совершения преступлений в отношении детей, наряду с иными причинами решающую роль играет фактор семейного неблагополучия. Необходимо отметить, что под «неблагополучием», в данном случае, мы понимаем не столько материальное положение, сколько низкий педагогический потенциал, ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, отсутствие должного внимания и контроля за время провождением ребенка.
Хочется вспомнить слова Великого Советского учителя Василия Александровича Сухомлинского – «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).
Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Концепцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса РФ.
Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, то есть снятие стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат – низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.
Хотелось бы сказать, что внешне вполне благополучные семьи также могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.
Что же такое неблагополучная семья?
Мы имеем ввиду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:
- Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
- Как отражается семейное неблагополучие на ребенка, склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;
- Как ребенок может нарушить спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
- Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
Типы неблагополучных семей:
Выделяют следующие типы неблагополучных семей:
- Конфликтная семья – наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
- Аморальная семья – семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.). В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.
- Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может повлечь разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.
- Педагогически несостоятельная семья – семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований.
Семья умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находятся вне дома и детского сада в компаниях других детей.
- Семья с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения – безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольствия своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами
- Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможность их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинакового человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
- Семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованны, пущены на самотек.
- Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.
Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не проводить корректировки воспитательного воздействия, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.
Признаки неблагополучия в семье
- Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
- Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
- Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
- Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
- Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
- Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
- При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
- Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут служебную записку на имя заведующего с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.
Что же нужно знать о неблагополучной семье?
- Материально – бытовые условия;
- Эмоционально-нравственный климат;
- Режим дня ребенка в семье;
- Методы и приемы воздействия взрослых на детей;
- Семейный досуг;
- Уровень педагогической культуры родителей.
Направления и форы работы с неблагополучной семьей.
- Диагностика семейного неблагополучия:
- Наблюдение специалистов и педагогов;
- Анкетирование детей и родителей;
- Опросники;
- Тесты;
- Мини-консилиумы;
- Тренинги;
- Анализ документов;
- Анализ продуктов детского творчества;
- Анализ состояния здоровья детей;
- Анализ развития и успеваемости.
Индивидуальная помощь неблагополучной семье:
- Советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- Консультации;
- Индивидуальные беседы;
Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:
- Жизнеобеспечение:
- занятость родителей,
- социальный статус;
- образовательный статус;
- материальный статус.
- Организация быта:
- тип жилья;
- санитарно-гигиенические условия;
- условия жизни ребенка в семье.
- Физическое здоровье:
- Диагностика;
- хронические болезни;
- профилактика;
- гигиена.
- Духовное и моральное здоровье:
- вредные привычки;
- рецидивы;
- психологическое благополучие.
- Воспитание детей:
- стиль воспитания в семье;
- психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь.
- Внутренние и внешние коммуникации семьи:
- открытость семьи;
- тип семьи;
- характер детско-родительских взаимоотношений;
- отношения между супругами.
Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей.
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
- Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
- Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальный.
- Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра.
Дефекты это и есть, первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношения к ребенку.
Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями школы, детского сада и самой семьи.
Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку, это часто отсутствует в неблагополучных семьях.
Литература:
- Шульга Т.И., «Работа с неблагополучной семьей», учебное пособие, М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
- Целуйко В.М. «Вы и ваши дети». Психология семьи. Ростов-наДону: Феникс, 2004. 283 с.
- Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000 г. – 179 с.
- Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2005 г. – 288 с.