Профилактика детского и семейного неблагополучия

Если посмотреть на развернутый анализ причин и условий совершения подростками преступлений и прав правонарушений, а также причин совершения преступлений в отношении детей, наряду с иными причинами решающую роль играет фактор семейного неблагополучия. Необходимо отметить, что под «неблагополучием», в данном случае, мы понимаем не столько материальное положение, сколько низкий педагогический потенциал, ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, отсутствие должного внимания и контроля за время провождением ребенка.

Хочется вспомнить слова Великого Советского учителя Василия Александровича Сухомлинского – «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Концепцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса РФ.

Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, то есть снятие стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат – низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.

Хотелось бы сказать, что внешне вполне благополучные семьи также могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.

Что же такое неблагополучная семья?

 

Мы имеем ввиду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

  • Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
  • Как отражается семейное неблагополучие на ребенка, склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;
  • Как ребенок может нарушить спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
  • Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

Типы неблагополучных семей:

Выделяют следующие типы неблагополучных семей:

  1. Конфликтная семья – наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
  2. Аморальная семья – семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.). В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.
  3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может повлечь разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.
  4. Педагогически несостоятельная семья – семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований.

Семья умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находятся вне дома и детского сада  в компаниях других детей.

  1. Семья с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения – безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольствия своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами
  2. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможность их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинакового человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
  3. Семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованны, пущены на самотек.
  4. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не проводить корректировки воспитательного воздействия, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.

Признаки неблагополучия в семье

 

  1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
  3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
  4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
  8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут служебную записку на имя заведующего с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

 

Что же нужно знать о неблагополучной семье?

  • Материально – бытовые условия;
  • Эмоционально-нравственный климат;
  • Режим дня ребенка в семье;
  • Методы и приемы воздействия взрослых на детей;
  • Семейный досуг;
  • Уровень педагогической культуры родителей.

 

Направления и форы работы с неблагополучной семьей.

  • Диагностика семейного неблагополучия:
  • Наблюдение специалистов и педагогов;
  • Анкетирование детей и родителей;
  • Опросники;
  • Тесты;
  • Мини-консилиумы;
  • Тренинги;
  • Анализ документов;
  • Анализ продуктов детского творчества;
  • Анализ состояния здоровья детей;
  • Анализ развития и успеваемости.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье:

  • Советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • Консультации;
  • Индивидуальные беседы;

 

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

 

  1. Жизнеобеспечение:
  • занятость родителей,
  • социальный статус;
  • образовательный статус;
  • материальный статус.
  1. Организация быта:
  • тип жилья;
  • санитарно-гигиенические условия;
  • условия жизни ребенка в семье.
  1. Физическое здоровье:
  • Диагностика;
  • хронические болезни;
  • профилактика;
  • гигиена.
  1. Духовное и моральное здоровье:
  • вредные привычки;
  • рецидивы;
  • психологическое благополучие.
  1. Воспитание детей:
  • стиль воспитания в семье;
  • психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь.
  1. Внутренние и внешние коммуникации семьи:
  • открытость семьи;
  • тип семьи;
  • характер детско-родительских взаимоотношений;
  • отношения между супругами.

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  1. Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
  2. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальный.
  3. Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра.

Дефекты это и есть, первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношения к ребенку.

Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями школы, детского сада и самой семьи.

Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку, это часто отсутствует в неблагополучных семьях.

Литература:

  1. Шульга Т.И., «Работа с неблагополучной семьей», учебное пособие, М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
  2. Целуйко В.М. «Вы и ваши дети». Психология семьи. Ростов-наДону: Феникс, 2004. 283 с.
  3. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000 г. – 179 с.
  4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2005 г. – 288 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.