Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья

«Найти свою дорогу,

узнать своё место – в этом все для человека,

 это для него значит сделаться самим собой».

В. Г. Белинский

   При наличии проблем со здоровьем правильный выбор вида деятельности особенно важен:

Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;

Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений — один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;

В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.

Факторы, влияющие на профессиональный выбор ученика с OBЗ

  • позиция родителей;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • поддержка со стороны педагогов;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
  • информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

Формула выбора профессионального пути

Хочу – пространство  желаний, целей, стремлений, интересов.

Могу – пространство  способностей, талантов, состояние здоровья.

Надо – пространство запросов рынка труда  и социальных установок.

  Результативность профориентации, в первую очередь, зависит от качества работы педагога и психолога. Они должны не только учитывать особенности конкретной нозологии и возраст ребенка с ОВЗ, но и взаимодействовать с его родителями или опекунами, которые могут навязывать ему свое мнение касательно профессиональных предпочтений, не учитывая при этом его пожеланий, возможностей и способностей.

Направления профориентации

Просвещение (Конкретизация образа жизни и будущей профессии);

Диагностика (Самопознание  и самоисследование, оценка ресурсов личностных качеств);

Консультирование (Поддержка самоопределения)

Обучение (Мои возможности и ограничения, соотношения желаний и возможностей).

Активизирующие методы

  • профессионально — ориентационные беседы;
  • занятия в кружках, мастерских;
  • экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
  • встречи со специалистами;
  • участие в «днях открытых дверей»;
  • участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
  • использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего

     Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем.

Статью подготовила педагог – психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» О.С. Баракина

По материалам:

«Проблемы готовности подростков с ОВЗ к профессиональному обучению» О.А. Алексеева, Ю.Г. Елизарова, А.Д. Журавлев,  г. Санкт – Петербург

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.