Про молодцов и умниц

Что говорит психология об эффективной похвале

Похвалу,  как и пенициллин, нельзя

раздавать бездумно. Существуют правила

и меры предосторожности, которые

регулируют назначение мощных лекарств.

Такие  же предписания  существуют

относительно эмоциональных лекарств.

Хайм Ждайнотт

Каких-то 20 лет назад к похвале относились очень осторожно и старались лишний раз детей не хвалить. Сейчас мы часто видим противоположную тенденцию: детей хвалят много и активно. «Молодец!»- это первая реакция, которую мы выдаем на любые поступки ребенка.

Но так ли безобидна похвала? Может ли быть ее слишком много? Что по этому поводу говорит психология?

Похвала связана с двумя психологическими феноменами – самооценкой и мотивацией.

Какая самооценка адекватна?

Очень важно, чтобы самооценка была положительной, т.е. ребенку необходимо чувствовать себя хорошим и успешным. Часто нам кажется, что для мотивации нужно указывать ребенку на его недостатки, чтобы он стремился их исправлять. Но такая тактика приводит к противоположному результату: у ученика вообще пропадает мотивация. И правда: зачем что-то делать, если я все равно ни на что не гожусь? Завышенная самооценка, стремление во всем быть первым и лучшим тоже становится для ребенка психологической проблемой.

Необходимо, чтобы самооценка была устойчивой, не зависящей от конкретного действия. При устойчивой самооценке ребенок чувствует себя хорошим, даже если у него что-то не получается. Даже вполне способные дети болезненно воспринимают любую неудачу.  В основе такого поведения лежит не столько  низкая самооценка, сколько именно неустойчивая: если я не справлюсь, значит,  я плохой.

В психологии встречается термин «адекватная самооценка». Так вот положительная и устойчивая – это именно адекватная.

Большое влияние на самооценку оказывает успешная учебная деятельность. Для позитивной самооценки необязательно все время успевать на отлично. Американский психолог Джейн Нельсон пишет: »Самооценка не приобретается и не дается ребенку, она развивается посредством ощущения способности и уверенности, которые возникают в результате преодоления сложностей и умения учиться на собственных ошибках».

Устойчивая самооценка всегда опирается на способность оценить результаты своего труда самостоятельно. Внешняя оценка, например слово «молодец!» не дает ребенку  главного – понимания того, что же в его работе хорошо, а значит- поддерживает в нем зависимость от оценки. Если ребенок умеет анализировать свои ошибки в своей работе и давать ей оценку, ему проще справиться с любыми неудачами.

Похвала оценочная…

Американский психолог Хайм Ждайнотт обнаружил, что не все виды похвалы одинаково эффективны и выделил два ее вида: оценочную и описательную. Яркий пример оценочной похвалы-хорошо знакомый нам «молодец». Большое количество оценочной похвалы может вызвать чувство тревоги: вдруг я не смогу соответствовать этой похвале? Некоторые дети преднамеренно ведут себя плохо, чтобы доказать обратное.

Оценочная похвала формирует у ребенка зависимость от реакции взрослого. Часто наиболее болезненно переживают свои неудачи именно те дети, которых много  хвалят, причем оценочно. Они перестают играть, расстраиваются если не получают похвалы, у них формируется неустойчивая самооценка. Появляется зависимость к постоянной «подпитке» похвалой.

…и описательная

При использовании описательной похвалы взрослый комментирует усилия ребенка и результаты его деятельности, демонстрируя признательность и благодарность за то, что сделано ребенком, избегая упоминания личности и  способности ребенка. Описательная похвала очень конкретна и требует от взрослого понимания и наблюдательности к тому, что делает ребенок. Ждайнотт  писал: «Чтобы быть собой, нужно быть свободным от давления оценочной похвалы…Главное правило похвалы – описывать без оценки. Оставим возможность ребенку оценить себя самому». Необходимо освобождаться от слов типа «глупый», «плохой», «неумеха», «молодец» и т.д. Вместо этого использовать слова, которые описывают события, сообщают то, что я вижу, сообщают то, что я чувствую.

То есть именно описательная похвала способствует формированию позитивной и устойчивой самооценки.

Подбадривать и вдохновлять

«Ребенок нуждается в ободрении, как растение в воде», – писал Рудольф Дрейкурс. При использовании ободрения мы придерживаемся принципа: настоящее важнее, чем прошлое или будущее. Итак, вместо того, чтобы сказать: «Какая же ты умничка!» – мы скажем: «Я видела, ты приложила все усилия!».

Таким образом, технология одобрения, как и описательная похвала лежит в основе позитивной и устойчивой самооценки.

Ключевые факторы

Проанализировав огромное количество исследований, посвященных похвале, психологи выделили несколько ключевых факторов, определяющих, будет ли похвала поддерживать мотивацию или наоборот снижать ее.

Первый важный  фактор – искренность. Если похвала ребенком воспринимается как честная, ее мотивирующая роль будет велика. Когда похвала слишком общая («Молодец!») дети часто ей не доверяют.

Второй фактор – чему приписывают причины успеха. Оказывается, если детей хвалить за способности, то в перспективе такая похвала негативно отразится на мотивации. Сталкиваясь с трудностями в той области, в которой их хвалили, дети болезненно переживают неудачи. Необходимо использовать описательную похвалу, чтобы дети могли самостоятельно прийти к выводам относительно своих способностей.

Третий фактор – наличие или отсутствие в похвале контроля. Похвала может быть просто информативной («Ты все решил правильно»). Такая похвала препятствует мотивации.

Четвертый фактор – есть ли в похвале сравнение ребенка с другими. Сравнение ребенка с другими формирует у ребенка зависимость от мнения других и приводит к тому, что он проявляет меньше настойчивости, сталкиваясь с трудностями.

Наконец, последний фактор – уровень ожиданий. Похвала поддерживает внутреннюю мотивацию, если в ней содержатся разумные ожидания взрослого или в ней транслируются разумные  ожидания взрослого. Если заявленный уровень ожидания взрослого слишком высок, то похвала снижает мотивацию.

Но если мы будем понемногу вводить в нашу повседневную практику приемы описательной похвалы и ободрения, они постепенно станут для нас привычными, и с их помощью мы сможем поддерживать у наших детей устойчивую самооценку и внутреннюю мотивацию.

Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»

по материалам журнала «Школьный психолог»  июль – август 2016 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.