Что говорит психология об эффективной похвале
Похвалу, как и пенициллин, нельзя
раздавать бездумно. Существуют правила
и меры предосторожности, которые
регулируют назначение мощных лекарств.
Такие же предписания существуют
относительно эмоциональных лекарств.
Хайм Ждайнотт
Каких-то 20 лет назад к похвале относились очень осторожно и старались лишний раз детей не хвалить. Сейчас мы часто видим противоположную тенденцию: детей хвалят много и активно. «Молодец!»- это первая реакция, которую мы выдаем на любые поступки ребенка.
Но так ли безобидна похвала? Может ли быть ее слишком много? Что по этому поводу говорит психология?
Похвала связана с двумя психологическими феноменами – самооценкой и мотивацией.
Какая самооценка адекватна?
Очень важно, чтобы самооценка была положительной, т.е. ребенку необходимо чувствовать себя хорошим и успешным. Часто нам кажется, что для мотивации нужно указывать ребенку на его недостатки, чтобы он стремился их исправлять. Но такая тактика приводит к противоположному результату: у ученика вообще пропадает мотивация. И правда: зачем что-то делать, если я все равно ни на что не гожусь? Завышенная самооценка, стремление во всем быть первым и лучшим тоже становится для ребенка психологической проблемой.
Необходимо, чтобы самооценка была устойчивой, не зависящей от конкретного действия. При устойчивой самооценке ребенок чувствует себя хорошим, даже если у него что-то не получается. Даже вполне способные дети болезненно воспринимают любую неудачу. В основе такого поведения лежит не столько низкая самооценка, сколько именно неустойчивая: если я не справлюсь, значит, я плохой.
В психологии встречается термин «адекватная самооценка». Так вот положительная и устойчивая – это именно адекватная.
Большое влияние на самооценку оказывает успешная учебная деятельность. Для позитивной самооценки необязательно все время успевать на отлично. Американский психолог Джейн Нельсон пишет: »Самооценка не приобретается и не дается ребенку, она развивается посредством ощущения способности и уверенности, которые возникают в результате преодоления сложностей и умения учиться на собственных ошибках».
Устойчивая самооценка всегда опирается на способность оценить результаты своего труда самостоятельно. Внешняя оценка, например слово «молодец!» не дает ребенку главного – понимания того, что же в его работе хорошо, а значит- поддерживает в нем зависимость от оценки. Если ребенок умеет анализировать свои ошибки в своей работе и давать ей оценку, ему проще справиться с любыми неудачами.
Похвала оценочная…
Американский психолог Хайм Ждайнотт обнаружил, что не все виды похвалы одинаково эффективны и выделил два ее вида: оценочную и описательную. Яркий пример оценочной похвалы-хорошо знакомый нам «молодец». Большое количество оценочной похвалы может вызвать чувство тревоги: вдруг я не смогу соответствовать этой похвале? Некоторые дети преднамеренно ведут себя плохо, чтобы доказать обратное.
Оценочная похвала формирует у ребенка зависимость от реакции взрослого. Часто наиболее болезненно переживают свои неудачи именно те дети, которых много хвалят, причем оценочно. Они перестают играть, расстраиваются если не получают похвалы, у них формируется неустойчивая самооценка. Появляется зависимость к постоянной «подпитке» похвалой.
…и описательная
При использовании описательной похвалы взрослый комментирует усилия ребенка и результаты его деятельности, демонстрируя признательность и благодарность за то, что сделано ребенком, избегая упоминания личности и способности ребенка. Описательная похвала очень конкретна и требует от взрослого понимания и наблюдательности к тому, что делает ребенок. Ждайнотт писал: «Чтобы быть собой, нужно быть свободным от давления оценочной похвалы…Главное правило похвалы – описывать без оценки. Оставим возможность ребенку оценить себя самому». Необходимо освобождаться от слов типа «глупый», «плохой», «неумеха», «молодец» и т.д. Вместо этого использовать слова, которые описывают события, сообщают то, что я вижу, сообщают то, что я чувствую.
То есть именно описательная похвала способствует формированию позитивной и устойчивой самооценки.
Подбадривать и вдохновлять
«Ребенок нуждается в ободрении, как растение в воде», – писал Рудольф Дрейкурс. При использовании ободрения мы придерживаемся принципа: настоящее важнее, чем прошлое или будущее. Итак, вместо того, чтобы сказать: «Какая же ты умничка!» – мы скажем: «Я видела, ты приложила все усилия!».
Таким образом, технология одобрения, как и описательная похвала лежит в основе позитивной и устойчивой самооценки.
Ключевые факторы
Проанализировав огромное количество исследований, посвященных похвале, психологи выделили несколько ключевых факторов, определяющих, будет ли похвала поддерживать мотивацию или наоборот снижать ее.
Первый важный фактор – искренность. Если похвала ребенком воспринимается как честная, ее мотивирующая роль будет велика. Когда похвала слишком общая («Молодец!») дети часто ей не доверяют.
Второй фактор – чему приписывают причины успеха. Оказывается, если детей хвалить за способности, то в перспективе такая похвала негативно отразится на мотивации. Сталкиваясь с трудностями в той области, в которой их хвалили, дети болезненно переживают неудачи. Необходимо использовать описательную похвалу, чтобы дети могли самостоятельно прийти к выводам относительно своих способностей.
Третий фактор – наличие или отсутствие в похвале контроля. Похвала может быть просто информативной («Ты все решил правильно»). Такая похвала препятствует мотивации.
Четвертый фактор – есть ли в похвале сравнение ребенка с другими. Сравнение ребенка с другими формирует у ребенка зависимость от мнения других и приводит к тому, что он проявляет меньше настойчивости, сталкиваясь с трудностями.
Наконец, последний фактор – уровень ожиданий. Похвала поддерживает внутреннюю мотивацию, если в ней содержатся разумные ожидания взрослого или в ней транслируются разумные ожидания взрослого. Если заявленный уровень ожидания взрослого слишком высок, то похвала снижает мотивацию.
Но если мы будем понемногу вводить в нашу повседневную практику приемы описательной похвалы и ободрения, они постепенно станут для нас привычными, и с их помощью мы сможем поддерживать у наших детей устойчивую самооценку и внутреннюю мотивацию.
Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»
по материалам журнала «Школьный психолог» июль – август 2016 г.