Подготовка четвероклассников к всероссийской проверочной работе: анализ УМК, трудные для обучающихся вопросы ВПР, методические рекомендации

Всероссийские проверочные работы проводятся в российской начальной школе с 2015 года. Их результаты ежегодно подвергаются глубокому анализу, выявляются проблемные зоны в знаниях и умениях выпускников начальной школы. Однако результаты этого анализа, а также методические рекомендации по ликвидации пробелов не всегда становятся инструментом педагогов начальной школы.

Цель данной работы – во-первых, выявить, как в разных УМК, используемых на территории Самарской области, строится работа по формированию наиболее трудных для четвероклассников умений, во-вторых, дать методические рекомендации по планомерному восполнению пробелов.

Глубокому анализу подверглись три  учебно-методических комплекта, распространенных в школах Самары и Самарской области: УМК «Школа России», УМК «Перспектива», УМК «Начальная школа XXI века».

 РУССКИЙ ЯЗЫК

  1. Итоги аттестации 2017, 2018г.г.

Анализ результатов ВПР 2017- 2018 по русскому языку обучающихся в 4-х классах  показывает, что хуже всего сформированы следующие умения:

  • умение определять тему и главную мысль текста (32 % в 2017г.; 58% в 2018г.);
  • умение интерпретировать содержащуюся в тексте информацию;(42% в 201758% в 2018г)
  • умение соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные правила (50% в 2017г., 49% в 2018г.)

В скобках указан процент учащихся, не справившихся с заданием. Отметим, что примерно такой же результат показали школьники всей страны. Стоит отметить, что достижения самарских обучающихся даже несколько выше, чем среднестатистические результаты обучающихся в российских школах.

  1. Анализ УМК

Мы выделили три учебно-методических комплекта, которые наиболее распространены в школах Самары и Самарской области:

  • УМК «Школа России»

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык».1-3 класс. – М., Просвещение, 2018 г.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык».4 класс. – М., Просвещение, 2013.

  • УМК «Перспектива»

Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева «Русский язык».  1 класс. – М., Просвещение, 2013.

Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  «Русский язык. 1-3 класс. М., Просвещение, 2013г.

Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  Русский язык.  4 класс. – М., Просвещение, 2014.

  • УМК «Начальная школа XXI века»

С.В. Иванов, А.О. Евдокимцева, М.И. Кузнецова Русский язык. 1 класс, – М.; Вентана-Граф, 2012.

С.В. Иванов, А.О. Евдокимцева, М.И. Кузнецова Русский язык. 2 класс,  в 2-х ч. Ч.1– М.; Вентана-Граф, 2017.

С.В. Иванов, А.О. Евдокимцева, М.И. Кузнецова Русский язык. 2 класс,  в 2-х ч. Ч.2– М.; Вентана-Граф, 2012.

С.В. Иванов, А.О. Евдокимцева, М.И. Кузнецова Русский язык. 3 класс,  в 2-х ч. Ч.1 – М.; Вентана-Граф, 2013

В таблице представлена информация о том, как формируются «проблемные» умения на страницах перечисленных учебников.

  1. Умение определять тему и главную мысль текста

Анализ учебников русского языка УМК «Школа России»

Планируемый образовательный результат УМК Класс   Номера заданий Примеры формулировок заданий Примечания. Методический комментарий
  Умение определять тему и главную мысль текста

 

УМК «Школа России»

 

1 класс Тема не изучается
2 класс 1 часть учебника: Стр 18-19 – даны понятия «тема», «главная мысль текста». Отработка умений – на стр.20,92, 127

2 часть учебника: стр. 37,43,66,96, 101, 106, 121,128

Задания формулируются так: «определи тему и главную мысль текста», реже- найди предложение, в котором сформулирована главная мысль.

 

В учебнике для 2 класса дается трактовка новых понятий тема и главная мысль. 11 раз авторы обращаются к этой проблеме. Однако все задания единообразны. Поскольку для второклассников определение темы и главной мысль- задача очень сложная, то можно выстраивать эту работу постепенно, то есть в случае, если ученики затрудняются, предлагать разные формулировки (правильные и нет) главной мысли, осмысливать их, рассуждая вслух, затем выбирать верную.
3 класс 1 часть учебника: стр.6,23,38,52,68,99.

 

2 часть учебника: стр. 6,24,44,56,95,100,108,120,129, 133,141,14

 

Определите тему и главную мысль текста.

Озаглавьте текст. Что вы отразили в названии: тему или главную мысль?

Найдите предложение, в котором выражена главная мысль

В учебнике третьего класса мы находим 18 обращений к рассматриваемой теме. Предлагается определять тему и главную мысль текстов поэтических и прозаических. В учебнике есть типовые задания: определи тему и главную мысль. Есть и оригинальные: «Дан план текста и его заголовок. Определите тему и главную мысль текста, который можно составить по предложенному плану».

 

4 класс 1.часть : стр.8,9,10,38,39,55,66,100,101,115,126,129, 139,141

1 часть: стр 7,9, 13,30Ю36,46, 64,65, 79, 84, 108,115, 117,119,122,139,140,145.

Задание чаще всего (95%) формулируется так: Определите тему и главную мысль текста.

  

Предполагается, что к  четвертому году обучения ученики уже овладели понятиями, поэтому формулировки заданий идентичны: определи тему и главную мысль. Количество обращений к теме в 4 классе 32 раза. Необходимо обратить внимание на то, чтобы каждый ученик овладел этим умением. То есть данное задание давать не только в устной фронтальной работе, но и для обсуждения в парах, для индивидуальной работы  в письменном виде с последующей проверкой и обсуждением в классе.

Анализ учебников русского языка УМК «Перспектива»                            

Планируемый образовательный результат УМК Класс  Номер задания Примеры формулировок заданий Примечания. Методический комментарий
  Умение определять тему и главную мысль текста

 

УМК «Перспектива» 1 класс Тема не изучается    
2 класс 1 часть. Стр.21,  23, 95

2 часть  стр. 34, с.101, стр. 130

Из предложенных высказываний найди то, которой выражает главную мысль, и то, которое отражает тему. Трудная для учеников тема вводится постепенно, от простого к сложному. На первых этапах ученики выбирают правильные ответы из предложенных.

Количество обращений к теме – всего 6 за весь учебный год. Значит, необходимо дополнить учебник подобными заданиями.

 

3 класс 1 часть. Стр.7, 12, 17, 18, 19.

2 часть  стр.  84.

Самостоятельно определи тему и главную мысль текста В 3 классе ученикам предлагается самостоятельно определять тему и главную мысль текста. Особенность подачи материала в учебнике: он рассматривается постепенно и в связи с другими вопросами (заголовок, типы текстов…)

Однако таких заданий очень мало. Их место в учебнике – только в теме «Текст». По количеству всего семь. Значит, учителю необходимо при изучении текста добавлять вопросы для успешного формирования умения.

4 класс 1 часть. Стр 25, 26,28,31,32,33,56 «В каком предложении выражена главная мысль?»

Определите тему и главную мысль.

Что отражено в заглавии: тема или главная мысль?

Выпишите главную мысль.

Если тексты составят разные литературные герои, одинаковой ли будет главная мысль?

Придумай заглавие. Оно отражает тему или главную мысль?

Отличительной чертой учебника является разнообразие заданий на определение темы и главной мысли. Но в 4 классе эта проблема затрагивается лишь в первом полугодии, когда изучается теме «Текст». Значит, необходимы специальные пособия для подготовки к ВПР или специально организованная работа по освоению темы.

Анализ учебников русского языка УМК «Начальная школа XXI века»                                            

Планируемый образовательный результат УМК Класс  Страницы учебника Примеры формулировок заданий Примечания. Методический комментарий
  Умение определять тему и главную мысль текста

 

УМК  «Начальная школа XXI века» 1 класс Тема не изучается    
2 класс  1 часть. Стр.76,78,92,93,119,131,

139

2 часть. Заданий нет

 Одним предложением вырази основную мысль каждого абзаца.

Запиши основную мысль этого текста.

О чем рассказывается в тексте?

   В учебнике тема «Текст» подается поэтапно, с глубоким погружением в структуру текста, его типов.

Понятия «тема», «главная мысль текста» даются без определений, на уровне понимания. Количество обращений к теме- 7.

 

3 класс 1 часть. Стр.26-27, 58

 

 Маша считает, что этот текст о…, а Миша думает, что о…Кто из ребят прав?  Термины «тема», «главная мысль текста» не вводятся. Заданий на отработку умения мало.

 

Методические рекомендации

Умение определять тему и главную мысль текста – одно из самых трудных в работе с текстом. В учебниках рассмотренных комплектов проблема формирования этого умения решается по-разному. Так, в комплекте «Школа России»   материал по теме представлен в большом объеме: 11 обращений к теме во втором классе, 18- в третьем, 32- в четвертом классе. Однако задания формулируется практически всегда идентично: определи тему и главную мысль. Необходимо постепенно подводить учеников к определению темы и основной мысли. Сначала давать две готовые формулировки для выбора (темы и главной мысли), затем три, четыре. Можно использовать учебный диалог. Например,

– К чему призывает автор текста?   Какую мысль хочет донести до читателя автор?

– Вы определили тему или главную мысль?

Еще один способ формирования умения – сопоставлять пословицу (или пословицы) со смыслом текста.

Подобная работа не должна всегда проходить в устной форме. Необходимо дать возможность каждому формулировать и тему, и главную мысль на письме. Тогда возрастает мера ответственности и самостоятельности.

В учебниках русского языка УМК «Перспектива» рассматриваемое умение формируется на меньшем материале: 6 обращений во втором классе, шесть в третьем, семь – в четвертом. Задания более разнообразны, умение формируется постепенно. Однако необходимо дополнять количество заданий для успешного формирования умения.

В учебниках русского языка УМК  «Начальная школа XXI века» формулировки понятий «тема» и «главная мысль текста» нет. На это нужно обратить внимание работающим по комплекту и восполнить пробелы дополнительным материалом. В российском образовательном пространстве выпущены различные пособия для отработки умений. В списке литературы мы указали лучшие на наш взгляд.

  1. Умение интерпретировать содержащуюся в тексте информацию

Анализ учебников русского языка УМК «Школа России»

Планируемый образовательный результат УМК Класс Страницы учебника Примеры формулировок заданий Примечания. Методический комментарий
Умение интерпретировать содержащуюся в тексте информацию.

 

«Школа России» 1 класс Работа с текстом: осознание смысла, выборка элементов информации ведется практически на каждой странице учебника. Стр. 6,10,13,14,15, 18, 23 и др. «Прочитай текст, рассмотри рисунок. Подходит ли он к тексту?»

«Озаглавь текст»

«Прочитай начало и конец истории. Придумай недостающую часть»

«Объясни название текста»

 

В первом классе ведется подготовительная работа к полноценному восприятию текста.
2 класс Работа с текстом ведется на каждом развороте учебника. «Дополните текст своими предложениями, пользуясь рисунками»

«Ответьте на вопросы к тексту»

«Спишите предложения, в которых…»

«Разделите текст на части»

«Докажите, что это текст»

«Что нового вы узнали, прочитав текст?»

 

Во втором классе, читая текст, ученики осваивают его смыслы. Важно учить вчитываться и перечитывать, открывать скрытое на первый взгляд знание, работать с лексическим значением незнакомых слов.
3 класс Работа с текстом ведется практически на каждом развороте учебника. «Какое настроение вызывают эти строки?»

«Как бы вы ответили на вопрос героя?»

«Какую картину вы представляли, читая текст?»

Работа с планом текста.

Объяснение смысла пословицы.

Составьте продолжение данного текста.

 

 

Работа с текстом становится более масштабной: постижение смысла, подбор заголовка, устное рисование картин, сочинение продолжения.

Было бы целесообразно в большем объеме предлагать учащимся работу с пословицами, с толкованием их смысла.

4 класс Предполагается вести работу с текстом более чем на 40 уроках в течение учебного года.   В 4 классе появляются задания на основе прочитанного текста с требованием дополнить сведения текста или составить свое высказывание на тему текста.

Составьте текст на тему выбранной пословицы.

Составь текст-отзыв о картине.

Составь по любой из пословиц рассказ или сказку. Расскажи в классе.

В 4 классе появляются задания на интерпретацию текста, для выполнения которых необходимо смысл текста дополнить своими знаниями и опытом.

 

 

Анализ учебников русского языка УМК «Перспектива»

Планируемый образовательный результат УМК Класс Страницы учебника Примеры формулировок заданий Примечания. Методический комментарий
  Умение интерпретировать содержащуюся в тексте информацию

 

УМК «Перспектива» 1 класс Стр.6,7,13, 18,51,70,90,115 Рассмотри рисунок. Умеют ли изображенные дети слушать? Что вы им посоветуете?

Рассмотри рисунок. У кого из детей трудности в общении. Что вы им посоветуете?

Объясни смысл пословицы.

Прочитай стихотворение. Как говорит герой? А вы всегда ясно выражаете свои мысли?

Соотнеси одну из пословиц с рассказом Л.Толстого «Чиж»  (с последующей взаимопроверкой).

Разгадайте секрет веселой путаницы, придуманной К.Чуковским.

 

В первом классе начинается пропедевтическая работа, готовящая детей к пониманию смыслов текста, к умению высказать свою точку зрения.
2 класс Часть1.Стр. 32, 53,72,114

Часть 2: стр. 4,7,29,73

Прочитай диалог приятелей. Богатый или бедный у них словарный запас?

Объясни смысл пословиц.

Прочитай пословицы. Какую из них ты считаешь самой важной для себя? Почему?

Прочитайте высказывание Маршака. Как вы поняли его слова? Докажите их справедливость своим примером.

Прочитай описание природы из старинного учебника. Убедите своих друзей, что картины родной природы красивы.

 

Материал, предлагаемый авторами учебников, разнообразен и интересен. Часто предлагается интерпретировать пословицу, выявить отношение автора, свое собственное к разным объектам.
3 класс 1 часть: стр. 5,7,11,26,39,72,82, 149

2 часть: стр. 48,60, 66, 68, 71, 80, 104, 128, 133.

Выбери пословицы, которые помогут тебе в общении с друзьями.

Даны 2 текста и 3 заглавия. Подбери подходящие.

Объясни название (гриба, города).

Прочитай, выскажи свое отношение к поведению героя.

Как вы понимаете пословицу.

Пользуясь планом текста о старинной школе, расскажите о современной.

Дайте объяснение поступкам героя.

 

 

Задания в учебнике для 3 класса становятся разнообразнее. Все чаще ученика призывают высказать свое мнение, выразить согласие или несогласие с героем, построить собственное рассуждение на тему или проблему текста.
4 класс Часть 1: стр.9,10,11,12, 13,19,20,33,72,89.

Часть2: стр 63,77.

Закончите рассказ так, чтобы был ясен смысл названия.

Выберите пословицу, которую можно соотнести с содержанием диалога.

Вопросы по оценке событий, описанных в тексте.

Литературный эксперимент с заменой слов в стихотворении. Сравнение вариантов стихотворения.

Охарактеризовать героя по рисунку, составить предложения.

Умение интерпретировать формируется лишь при работе с текстом. В учебниках много художественных, учебных текстов , разнообразны задания к ним: литературный эксперимент, характеристика по рисунку, оценка событий.

Анализ учебников русского языка УМК «Начальная школа XXI века»

Планируемый образовательный результат УМК Класс  Страницы учебника Примеры формулировок заданий Примечания. Методический комментарий
  Умение интерпретировать содержащуюся в тексте информацию

 

УМК  «Начальная школа XXI века» 1 класс Стр.11,12,13,60,63,64,67,68,70,75,89,98,110,150,156, 159 Трактовка пословицы.

Что ты посоветуешь герою?

Как ты понимаешь слова?

Сравни характеры героев стихотворения и рассказа.

Особенность данного учебника- обилие заданий для устной работы с текстами, для наблюдений за языковыми явлениями. Важность этой работы трудно переоценить: в 1 классе формируются основы смыслового чтения.
2 класс 1 часть. Стр. 6, 50,52

2 часть.  Стр. 9,11,13,19,30,31,40,41,42,55,57,83,97,99,102,124,125,126.

Докажи, что…

Почему герой так поступил?

Работа со смыслом заголовков.

Закончен ли текст? Если нет, закончи его.

Почему учителю не понравилось, как ученик закончил текст?

 

В основном задания на интерпретацию собыитий в текстах касаются выбора (подбора) заголовков. Вопросов собственно на интепретацию, понимание событий почти нет. Нет работы с пословицами, хотя одно из  заданий ВПР строится на трактовке пословиц.

 

3 класс 1 часть. Стр.14,26-27, 38,44,80

 

Выбери из предложенных окончание текста.

Выбери окончание текста, соответствующее названию и теме.

Прочитай письмо. Стоит ли друзьям так общаться? Как исправить Сашино письмо?

Задания оригинальные, но их немного.

Методические рекомендации

 В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формирование у учащихся умения интерпретировать текст определено как смысловое чтение, которое формируются на метапредметном уровне. Умение интерпретировать текст помогает читателю воссоздать   более полное, точное и глубокое понимание того, что сообщает автор текста. При этом читатель связывает не только элементы информации текста, но также опирается на собственные знания и опыт. Во всех рассматриваемых нами учебниках содержится богатый материал для отработки умения.

Каждый коллектив авторов находит свой путь для формирования умения. Неуспехи детей в ВПР, возможно, связаны с бедностью лексики современного ученика, а отсюда – непонимание смыслов текста. Значит, необходимо работать с лексическим значением слова (налаживать работу со словарями: толковым, фразеологическим и др.), прививать любовь к чтению художественной литературы.

3.Умение соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные правила

Анализ учебников русского языка УМК «Школа России»

Планируемый образовательный результат УМК Класс Страницы учебника Примеры формулировок заданий Примечания. Методический комментарий
 Умение соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.

 

 

«Школа России» 1 класс На протяжении всего времени работы с учебниками. Составь предложение со словом.

Спиши и проверь себя.

Проверь по орфографическому словарю написание слов (даны слова с пропусками)

На формирование умения соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные правила направлен весь курс русского языка в целом. Однако есть и специальные упражнения и виды заданий. В учебнике 1 классе ведется планомерная работа по формированию умения писать грамотно: в первую очередь, при изучении фонетики.
    2 класс На протяжении всего времени работы с учебниками. Напиши по памяти предложение, несколько предложений. Проверь себя.

Объясни, как проверить написание.

Составь предложение по рисунку.

Списывание текста с восполнением пропусков.

Изложение по прочитанному тексту.

 

 

Особое внимание уделить необходимости проверки написаний (правило, позиционные изменения, словарь)
    3 класс На протяжении всего времени работы с учебниками. Составь небольшой рассказ и запиши составленный текст.

Подбери к словам синонимы. Проверь написание по словарю.

Письмо по памяти.

Диктант с предварительной подготовкой по учебнику.

 

Сочинение по картине.

Учебник располагает методическим аппаратом для формирования умения грамотного письма. Это аппарат словарей, частое обращение к ним со страниц учебника.

Задания для письма по памяти подкреплены памяткой для письма по памяти.

Памятка для подготовки к изложению помогает грамотно изложить текст в письменном виде.

Памятка «Как подготовиться в диктанту по учебнику» мобилизует ученика для грамотного письма прочитанного и изученного  текста.

    4 класс На протяжении всего времени работы с учебниками. Запись предложения, стихотворения  по памяти.

Сочинение по картине с предварительной работой по описанию картины мастерами слова.

Написание изложения с последующей самопроверкой по учебнику.

Редактирование предложений из письменных работ третьеклассников.

Задания с подобными формулировками:

«Дайте совет другу, как правильно написать окончания  глаголов в данном тексте».

«Докажите, что вы правильно выполнили задание».

«Выпишите из текста трудные слова».

В методическом аппарате учебника- памятки, образцы рассуждений для проверки (например, окончаний глагола).

Огромную роль играют диктанты и изложения по текстам учебника, когда предлагается сначала освоить текст, потом написать его, проверить.

Анализ учебников русского языка УМК «Перспектива» 

Планируемый образовательный результат УМК Класс Тема, номер задания Примеры формулировок заданий Примечания. Методический комментарий
 Умение соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные правила

 

УМК «Перспектива» 1 класс Стр. 21,23,39,93,68,90,97, 108,113, 122,123,124. Расскажи об одной из собак, изображенных на рисунках. Какая она? Напиши два-три предложения о ней.

Придумай имена детям, изображенным на рисунке. Запиши.

Напиши ответы на вопросы (по рисунку)

Взаимодиктанты.

Запиши по памяти.

Исправь ошибки, допущенные детьми при переносе слов.

Составь из слов пословицы и приготовься записать их под диктовку.

 

В учебнике много оригинальных заданий, нацеливающих писать грамотно, осуществлять самоконтроль в процессе письма.
2 класс В обеих частях учебника регулярно ведется работа по формированию умения грамотно писать. Можно отметить оригинальные задания на следующих страницах.

Часть 1: с.72,124,133,136

Часть 2: с.26, 39,61,78,98, 112, 135,136.

Запиши по памяти стихотворение, цитату.

Ваня записал текст, но затрудняется в написании слов. Помогите ему.

Напиши поздравление (письмо, записку) кому-либо из родных, друзей.

Сопоставь пословицу в рисунком.

Дан рисунок- карта города. Составь и запиши рассказ о том, как добраться от…до…

Прочитай притчу. Ответь на вопросы (на понимание смысла). Запиши ответы.

Придумай свою загадку про арбуз, запиши.

Мальчик- иностранец написал текст. Проверь, правильно ли он употребил предлоги?

Прочитай письмо. Что в нем надо изменить?

Задания учебника очень разнообразны. Они мотивируют ученика на выполнение, так как интересны, необычны.

Большинство заданий требует времени для выполнения. Рекомендации: не пропускать подобные задания, жертвовать временем для формирования навыков грамотного письма.

3 класс В обеих частях учебника регулярно ведется работа по формированию умения грамотно писать. Можно отметить оригинальные задания на следующих страницах:

1 часть:5,9,12,15,18,33,34,36,42,44,

45,52,59,66,82,101,123,133, 137,138,145.

2часть: стр.8,10,18,21,28,32,34,36,37,45,53, 54, 89, 91,100,102,112, 116,121, 130, 131, 134.

 

Придумай диалог, который ведут собеседники, изображенные на картинках.

Запиши по памяти.

Допиши предложения.

Списывание с объяснением.

Сочинение на заданную тему по плану.

Что вы знаете о профессии пожарного. Запишите 2 предложения.

Рассказ по рисунку.

Опиши лес на картинке, пользуясь приемом олицетворение.

Найди карту страны, рассмотри. Дополни текст именами собственными. Запиши дополненный текст.

Найдите ошибку.

Прочитай предложения, взятые из старых книг. Запиши их, используя современные нормы речи.

 

 

В процессе выполнения подобных заданий формируется умение грамотно писать, осуществляя самоконтроль и самопроверку.
4 класс В обеих частях учебника регулярно ведется работа по формированию умения грамотно писать Оригинальных заданий много: 14 разновидностей. Прочитай тексты диктантов. При изучении какой орфограммы их можно использовать?

Составьте текст диктанта на определенную орфограмму.

Составьте предложения к рисунку.

Выпишите из словаря …

Исправьте ошибки в работе ученика.

Запиши по памяти.

Кратко запишите текст по составленному плану.

Задания разнообразны, порой необычны, интересны.

В помощь ученику- памятки «Шаги к умению», которые помогут правильно рассуждать при выборе написания: «я написал так, потому что…»

Можно дополнить уроки изложениями, диктантами по заранее известным текстам с предварительной подготовкой.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.