Всероссийские проверочные работы ежегодно проводятся в российской начальной школе. Их результаты ежегодно подвергаются глубокому анализу, выявляются проблемные зоны в знаниях и умениях выпускников начальной школы. Однако результаты этого анализа, а также методические рекомендации по ликвидации пробелов не всегда становятся инструментом педагогов начальной школы.
Цель данной работы – во-первых, выявить, как в разных УМК, используемых на территории Самарской области, строится работа по формированию наиболее трудных для четвероклассников умений, во-вторых, дать методические рекомендации по планомерному восполнению пробелов.
Глубокому анализу подверглись три учебно-методических комплекта, распространенных в школах Самары и Самарской области: УМК «Школа России», УМК «Перспектива», УМК «Начальная школа XXI века».
РУССКИЙ ЯЗЫК
Анализ результатов ВПР по русскому языку обучающихся в 4-х классах показывает, что хуже всего сформированы следующие умения:
- умение определять тему и главную мысль текста (32 % в 2017г.; 58% в 2018г.);
- умение интерпретировать содержащуюся в тексте информацию;(42% в 201758% в 2018г)
- умение соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные правила (50% в 2017г., 49% в 2018г.)
В скобках указан процент учащихся, не справившихся с заданием. Отметим, что примерно такой же результат показали школьники всей страны. Стоит отметить, что достижения самарских обучающихся даже несколько выше, чем среднестатистические результаты обучающихся в российских школах.
- Анализ УМК
Мы выделили три учебно-методических комплекта, которые наиболее распространены в школах Самары и Самарской области:
- УМК «Школа России»
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык».1-3 класс. – М., Просвещение, 2018 г.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык».4 класс. – М., Просвещение, 2013.
- УМК «Перспектива»
Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева «Русский язык». 1 класс. – М., Просвещение, 2013.
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык. 1-3 класс. М., Просвещение, 2013г.
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. 4 класс. – М., Просвещение, 2014.
- УМК «Начальная школа XXI века»
С.В. Иванов, А.О. Евдокимцева, М.И. Кузнецова Русский язык. 1 класс, – М.; Вентана-Граф, 2012.
С.В. Иванов, А.О. Евдокимцева, М.И. Кузнецова Русский язык. 2 класс, в 2-х ч. Ч.1– М.; Вентана-Граф, 2017.
С.В. Иванов, А.О. Евдокимцева, М.И. Кузнецова Русский язык. 2 класс, в 2-х ч. Ч.2– М.; Вентана-Граф, 2012.
С.В. Иванов, А.О. Евдокимцева, М.И. Кузнецова Русский язык. 3 класс, в 2-х ч. Ч.1 – М.; Вентана-Граф, 2013
В таблице представлена информация о том, как формируются «проблемные» умения на страницах перечисленных учебников.
- Умение определять тему и главную мысль текста
Анализ учебников русского языка УМК «Школа России»
Планируемый образовательный результат | УМК | Класс | Номера заданий | Примеры формулировок заданий | Примечания. Методический комментарий |
Умение определять тему и главную мысль текста
|
УМК «Школа России»
|
1 класс | Тема не изучается | ||
2 класс | 1 часть учебника: Стр 18-19 – даны понятия «тема», «главная мысль текста». Отработка умений – на стр.20,92, 127
2 часть учебника: стр. 37,43,66,96, 101, 106, 121,128 |
Задания формулируются так: «определи тему и главную мысль текста», реже- найди предложение, в котором сформулирована главная мысль.
|
В учебнике для 2 класса дается трактовка новых понятий тема и главная мысль. 11 раз авторы обращаются к этой проблеме. Однако все задания единообразны. Поскольку для второклассников определение темы и главной мысль- задача очень сложная, то можно выстраивать эту работу постепенно, то есть в случае, если ученики затрудняются, предлагать разные формулировки (правильные и нет) главной мысли, осмысливать их, рассуждая вслух, затем выбирать верную. | ||
3 класс | 1 часть учебника: стр.6,23,38,52,68,99.
2 часть учебника: стр. 6,24,44,56,95,100,108,120,129, 133,141,14
|
Определите тему и главную мысль текста.
Озаглавьте текст. Что вы отразили в названии: тему или главную мысль? Найдите предложение, в котором выражена главная мысль |
В учебнике третьего класса мы находим 18 обращений к рассматриваемой теме. Предлагается определять тему и главную мысль текстов поэтических и прозаических. В учебнике есть типовые задания: определи тему и главную мысль. Есть и оригинальные: «Дан план текста и его заголовок. Определите тему и главную мысль текста, который можно составить по предложенному плану».
|
||
4 класс | 1.часть : стр.8,9,10,38,39,55,66,100,101,115,126,129, 139,141
1 часть: стр 7,9, 13,30Ю36,46, 64,65, 79, 84, 108,115, 117,119,122,139,140,145. |
Задание чаще всего (95%) формулируется так: Определите тему и главную мысль текста.
|
Предполагается, что к четвертому году обучения ученики уже овладели понятиями, поэтому формулировки заданий идентичны: определи тему и главную мысль. Количество обращений к теме в 4 классе 32 раза. Необходимо обратить внимание на то, чтобы каждый ученик овладел этим умением. То есть данное задание давать не только в устной фронтальной работе, но и для обсуждения в парах, для индивидуальной работы в письменном виде с последующей проверкой и обсуждением в классе. |
По презентациям кафедры начального образования СИПКРО
подготовила методист РЦ Е. Алюкова