Памятка для педагогов по социально-психологической дезадаптации учащихся

С чем может быть связана социально-психологическая дезадаптация?

Ситуации, связанные с легко прогнозируемыми жизненными обстоятельствами:

 

Ситуации, связанные с непредвиденными жизненными обстоятельствами и различными социальными рисками:
– поступление в школу,

– переход на другую ступень обучения (включая этап подготовки к выпуску из образовательной организации),

– переход из класса в класс,

– смена классного руководителя,

– экзаменационные ситуации,

– нововведения в учебном процессе и др.

 

– смена образовательной организации,

– проблемы взаимоотношений,

– опасные или кризисные ситуации, происходящие в окружении учащегося,

– переживание горя (развод родителей, болезнь, расставание или смерть кого-то из близких или друзей, а также домашних животных, собственные заболевания),

– потеря родителями работы,

– чрезвычайные и экстремальные ситуации, которые наблюдает или о которых случайно узнает школьник и др.

 

Различные сочетания нижеуказанных признаков могут свидетельствовать о социально-психологической дезадаптации:

 Резкое снижение успеваемости, в том числе связанное с нарушением учебной мотивацией.

  1. Отказ посещать школу.
  2. Проблемы в межличностных отношениях.
  3. Нетипичные для ребенка эмоциональные реакции.
  4. Физиологические реакции, например, слабость, жалобы на головные боли и /или боли в животе, дрожь, и другие проявления.
  5. Навязчивые движения и действия (накручивает волосы на палец или выдергивает, грызет ногти, а также разговаривает сам с собой и другие).

         Риски, связанные с социально-психологической дезадаптацией:

– делинквентное поведение,

– агрессивное поведение,

– суицидальное и самоповреждающее поведение,

– аддиктивное поведение,

– психосамотические заболевания,

– раннее проблемное (отклоняющееся) поведение,

– рисковое поведение.

Также рекомендуется:

– учитывать динамику и протяженность проявления признаков социально-психологической дезадаптации;

– обсудить на консилиуме с другими учителями, специалистами школы возможные варианты индивидуальной помощи ребенку с целью преодоления учебных трудностей, либо необходимость разработки индивидуального учебного плана до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех;

– дать почувствовать ребенку, что его состояние, отличающееся от обычного, замечено, и учитель открыт к тому, чтобы оказать поддержку, если ребенок в ней нуждается;

– поспособствовать формированию в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог бы почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в коллективно-творческую деятельность, школьное самоуправление, кружки дополнительного образования;

– организовать общешкольные мероприятия с использованием интерактивных форм работы для сплочения класса и создания благоприятного психологического климата;

– организовать взаимодействие с психологом и социальным педагогом для коррекции воздействия негативных факторов, повлекших социально-психологическую дезадаптацию;

– привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. Помните, что ребенок может скрывать школьные события от родителей;

– старайтесь наладить доверительные отношения с родителями своих учеников.

Мжельская Е.В.

(по материалам «Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся» ФОИКО)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.