С чем может быть связана социально-психологическая дезадаптация?
Ситуации, связанные с легко прогнозируемыми жизненными обстоятельствами:
|
Ситуации, связанные с непредвиденными жизненными обстоятельствами и различными социальными рисками: |
– поступление в школу,
– переход на другую ступень обучения (включая этап подготовки к выпуску из образовательной организации), – переход из класса в класс, – смена классного руководителя, – экзаменационные ситуации, – нововведения в учебном процессе и др.
|
– смена образовательной организации,
– проблемы взаимоотношений, – опасные или кризисные ситуации, происходящие в окружении учащегося, – переживание горя (развод родителей, болезнь, расставание или смерть кого-то из близких или друзей, а также домашних животных, собственные заболевания), – потеря родителями работы, – чрезвычайные и экстремальные ситуации, которые наблюдает или о которых случайно узнает школьник и др.
|
Различные сочетания нижеуказанных признаков могут свидетельствовать о социально-психологической дезадаптации:
Резкое снижение успеваемости, в том числе связанное с нарушением учебной мотивацией.
- Отказ посещать школу.
- Проблемы в межличностных отношениях.
- Нетипичные для ребенка эмоциональные реакции.
- Физиологические реакции, например, слабость, жалобы на головные боли и /или боли в животе, дрожь, и другие проявления.
- Навязчивые движения и действия (накручивает волосы на палец или выдергивает, грызет ногти, а также разговаривает сам с собой и другие).
Риски, связанные с социально-психологической дезадаптацией:
– делинквентное поведение,
– агрессивное поведение,
– суицидальное и самоповреждающее поведение,
– аддиктивное поведение,
– психосамотические заболевания,
– раннее проблемное (отклоняющееся) поведение,
– рисковое поведение.
Также рекомендуется:
– учитывать динамику и протяженность проявления признаков социально-психологической дезадаптации;
– обсудить на консилиуме с другими учителями, специалистами школы возможные варианты индивидуальной помощи ребенку с целью преодоления учебных трудностей, либо необходимость разработки индивидуального учебного плана до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех;
– дать почувствовать ребенку, что его состояние, отличающееся от обычного, замечено, и учитель открыт к тому, чтобы оказать поддержку, если ребенок в ней нуждается;
– поспособствовать формированию в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог бы почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в коллективно-творческую деятельность, школьное самоуправление, кружки дополнительного образования;
– организовать общешкольные мероприятия с использованием интерактивных форм работы для сплочения класса и создания благоприятного психологического климата;
– организовать взаимодействие с психологом и социальным педагогом для коррекции воздействия негативных факторов, повлекших социально-психологическую дезадаптацию;
– привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. Помните, что ребенок может скрывать школьные события от родителей;
– старайтесь наладить доверительные отношения с родителями своих учеников.
Мжельская Е.В.
(по материалам «Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся» ФОИКО)