8 апреля 2020 года в дистанционном режиме прошел окружной практико-ориентированный семинар «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями») при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Семинар был проведен на базе ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай в рамках деятельности опорного образовательного учреждения по внедрению федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями и детей-инвалидов в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные содержательные направления семинара:
- Основные подходы к организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ИН).
- Модель социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях учреждения интернатного типа.
- Презентация педагогических практик, стендовых докладов.
Участники: завучи, учителя начальных классов, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи.
Педагоги ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай представляли опыт работы в части организации и содержания работы по социализации с обучающимися с умственной отсталости.
Участники семинара обсудили следующие вопросы:
- создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ в урочное и внеурочное время;
- применение техник, приемов, методов на уроках и занятиях, обеспечивающих
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций учащимися с интеллектуальными нарушениями;
- моделирование и проектирование современного урока;
- инновационные подходы к организации работы с обучающимися школы-интерната в части социализации, интеграции, передачи накопленных обществом знаний, умений и навыков, нравственных норм, жизненных ценностей, способов общения и поведения.
Ссылка на сайт: http://www.gscoumt.minobr63.ru/семинар-08-04-2020/
Программа практико-ориентированного семинара
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Время | Мероприятие | Ответственный | ||
10.00-10.30 | Регистрация участников | Станина Оксана Николаевна,
Осипова Анна Геннадиевна |
||
10.30-11.00 | Приветственное слово к участникам семинара о создании условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ в учреждении интернатного типа
|
Самойлова Татьяна Ивановна, директор ГБОУ школы- интерната с. Малый Толкай,
Забелина Ирина Анатольевна, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» |
||
Социализация обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в урочное время |
Станина Людмила Васильевна, заместитель директора по УВР ГБОУ школы-интерната с.Малый Толкай | |||
Социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности | Рыжова Наталья Юрьевна, заместитель директора по ВР ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
11.10-
11.50
11.50 – 12.05 |
||||
Презентация педагогических практик:
паспорт, технологические карты уроков с обучающимися с умственной отсталостью |
||||
Применение приемов помощи ребенку с тяжелыми нарушениями интеллекта в адаптации к окружающему миру на уроке «Окружающий природный мир» | Смородинова Мария Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
Педагогические техники развития творческой самореализации обучающихся на примере урока музыки в 5 классе по теме: «Песни военных лет» | Эккерт Ирина Валентиновна, учитель музыки, ритмики ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
Формирование самостоятельности при выполнении домашних обязанностей на примере урока речевой практики в 1 классе по теме: «Домашние дела и обязанности» | Ширшова Наталья Витальевна, учитель начальных классов ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
Применение технологий, повышающих личную инициативу обучающихся на примере урока математики по теме: «Сложение и вычитание чисел. Письменные вычисления» | Самко Полина Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни на примере урока географии в 8 классе по теме: «Моря России: угрозы и сохранение»
http://www.gscoumt.minobr63.ru/wp-content/uploads/2020/04/Самко-П.С-приложение-к-уроку.pdf |
Кирилова Любовь Михайловна, учитель географии ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
Овладение представлениями о профессиональных и социальных ролях на уроке профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 6 классе по теме: «Пошив фартука» | Курмаева Альфия Абдулхаковна , учитель швейного дела ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
Формирование интереса обучающихся с УО к осознанному выбору профиля профессионально-трудового обучения при изучении темы: «Путешествие в мир профессий» | Прохорова Светлана Веньяминовна, воспитатель ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
Развитие социальной интеграции обучающихся с УО в освоении нетрадиционных техник рисования на примере урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Нетрадиционные техники рисования» | Романюк Ирина Николаевна, учитель ИЗО ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
12.05-12.45 | ||||
Презентация стендовых докладов | ||||
1.«Социализация обучающихся с ОВЗ при реализации курса внеурочной деятельности «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
http://www.gscoumt.minobr63.ru/wp-content/uploads/2020/04/Кутырева-И.Л.-Стендовый-доклад.pdf |
Кутырева Ирина Леонидовна, воспитатель ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
2. «Проектная деятельность, как способ социализации и профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ» | Чуватова Любовь Петровна, учитель швейного дела ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
3.«Волонтерская деятельность как средство социализации обучающихся с ОВЗ» | Эккерт Ирина Валентиновна, воспитатель ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
4.Социализация обучающихся с ОВЗ через игровую деятельность» | Суркова Ирина Михайловна , воспитатель ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
5. «Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках математики на начальном уровне обучения» | Измайлова Марина Николаевна , учитель начальных классов ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
6. «Социализация детей с ОВЗ: проблемы и пути их решения» | Левашкина Вера Леонтьевна, учитель начальных классов ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай | |||
12.45-13.00 | Подведение итогов семинара | Забелина Ирина Анатольевна, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»
Самойлова Татьяна Ивановна, директор ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай |
Подводя итог семинара, педагоги отметили сложность работы с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, особенно в условиях учреждения интернатного типа. Основные задачи учителя, специалистов психолого-педагогического сопровождения – организовать работу по социальной адаптации, формированию особо важных социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся в различных средах, формированию мотивации к обучению и познанию (ФГОС ИН, раздел 4). В течение всего школьного периода в рамках реализации СИПР необходимо обучать детей данной категории:
- самообслуживанию;
- простой речевой коммуникации;
- адекватному поведению.
Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:
- уроки технологии (наличие специального оборудования, оснащенность учебных кабинетов, мастерских);
- порядок и формы итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью;
- современные подходы к профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в новых социально-экономических условиях.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ