10 октября 2018 года прошел окружной практико-ориентированный семинар по теме «Психолого-педагогические условия развития логических учебных действий у младших школьников в инклюзивном классе». Семинар был проведен в рамках реализации деятельности опорных образовательных учреждений на базе ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Цель проведения: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации и содержания коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
В работе семинара приняли участие 34 педагогических работника образовательных организаций округа: г. Похвистнево (ГБОУ СОШ № 3 г. Похвистнево), м.р. Камышлинский (ГБОУ СОШ с. Камышла, ГКОУ для детей-сирот с. Камышла), м.р. Исаклинский (ГБОУ СОШ им. В.С. Чекмасова с. Большое Микушкино, ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино, ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы).
Основные содержательные направления семинара:
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Модель взаимодействия учителя и психолога в организации коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Технологии, методы и приемы развития логических универсальных действий у младших школьников в инклюзивном классе.
Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная система психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку с ОВЗ и родителям (законным представителям) в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих согласованно. Педагогический коллектив ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы представил комплексный подход в части создания условий для развития логических учебных действий у младших школьников в инклюзивном классе.
Открыла семинар Токарь И.Ю., ведущий специалист отдела развития СВУ МОиНСО. Она обозначила проблему создания общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся и оказания помощи каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в решении актуальных задач развития, обучения, социализации в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ. Проблемы оптимизации процесса психолого-педагогического сопровождения находятся в центре внимания обсуждения педагогического сообщества в округе.
Директор ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы Нестерова Е.Н. рассказала о состоянии реализации ФГОС ОВЗ в школе. Для учителя главная трудность на уроке, занятии состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта в инклюзивном классе. В школе имеется команда специалистов сопровождения: завучи, педагоги, психологи, логопед.
Забелина И.А, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», рассмотрела вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в образовательной организации. Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ – это создание условий для:
- оптимального развития ребенка;
- успешной интеграции и включение его в образовательную деятельность;
- качественного обучения ребенка.
Ирина Анатольевна охарактеризовала основные виды логических учебных действий. Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы учащимся развивать логику, строить умозаключения, устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Харитонова И.В., заместитель директора по УВР, учитель начальных классов выступила о комплексной помощи в формировании логических учебных действий у обучающихся с ОВЗ в начальной школе. Были представлены методические пособия, диагностический и дидактический материалы на развитие логических учебных действий.
В практической части семинара были проведены открытые уроки, занятия, мастер-классы с учетом требований ФГОС ОВЗ:
- урок математики по теме «Задачи на уменьшение числа в несколько раз» (по развитию умений решать и сравнивать решения задач на уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц, путём построения логической цепочки рассуждения);
- занятие по ритмике в 3 классе по теме: «Двигайся осмысленно» (на развитие мыслительной активности у учащихся с ОВЗ в двигательной деятельности»);
- психологическое коррекционно-развивающее занятие по теме «Развиваем логику» (на развитие логического мышления у учащихся с ЗПР);
- мастер-класс педагога-психолога «Развитие логических учебных действий учащихся с ЗПР в начальной школе».
Педагоги продемонстрировали развивающий, познавательный, воспитывающий аспект открытых уроков, занятий с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ в инклюзивных классах. Было отмечено, что развитие логических учебных действий у обучающихся с ОВЗ – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего, и для самих детей. Разнообразие технологий коррекционной работы позволит формировать у обучающегося с ОВЗ мыслительные операции: анализ – синтез, сравнение, классификация, обобщение, подведение под понятие, выведение следствий и т.п.
Участники семинара высказали положительные отзывы о проведенном мероприятии, отметив возможность обмена опытом, анализа деятельности педагога, работающего в инклюзивном классе. В качестве раздаточного материала педагоги получили паспорт просмотренных уроков, технологические карты хода урока. Психологи представили комплекс заданий по развитию логического мышления, дидактический материал при работе с детьми во внеурочной деятельности.
Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:
- система оценивания учащихся в инклюзивном классе;
- привлечение родителей, попечительского совета к процессу психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- результат комплексной работы педагогов и специалистов по развитию логических действий у учащихся с ОВЗ по окончании начальной школы.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ