Методические рекомендации для педагогов по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению.

С целью повышения компетентности педагогов по вопросам  суицидального поведения  среди несовершеннолетних Минобнауки России  направляет  указанные методические рекомендации для сведения и возможного использования в работе.

Сохранение и укрепление  здоровья  детей и подростков в Российской Федерации  является одной из главных задач различных служб и ведомств. Вопрос сохранения психического здоровья подрастающего поколения  имеет особую значимость.

Профилактика суицидального поведения  у детей и подростков является системой общих  специальных мероприятий  на различных уровнях социальной организации: общегосударственном и правовом, медицинском и педагогическим и др.

К условиям успешности  профилактической работы  можно отнести следующее: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

Психологический смысл подросткового суицида  – это чаще всего «крик о помощи» , или месть, протест, стремление привлечь внимание к своему страданию.

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте:

  • повышенная впечатлительность и внушаемость, способность остро чувствовать и переживать, склонность к перепадам настроения, слабость критических способностей;
  • гнев, злоба, протест или желание наказать себя и других могут лежать в основе суицидального поведения;
  • эмоциональная нестабильность и неумение ослабить эмоциональное напряжение также приводит к суицидальным действиям;
  • для подростков характерно наличие взаимосвязи попыток  самоубийств с отклоняющимся поведением: побеги из школы, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией и т.д.

Мотивы суицидального поведения:

  • обида, чувство одиночества, отчужденности, непонимания;
  • действенная или мнимая утрата любви родителей, неразделенная любовь или ревность;
  • чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • страх позора, насмешек, унижения;
  • любовные неудачи;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать нежелательных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • сочувствие или подражание героям фильмов, публикаций в СМИ.

Внешние признаки возможности суицидального риска:

  • резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам;
  • затяжное подавленное настроение, низкий эмоциональный фон, раздражительность;
  • резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет общаться с близкими ему людьми, стал дарить вещи, теряет интерес к тому, чем раньше дорожил);
  • разговоры или намеки на желание умереть;
  • опасное поведение  с высоким риском причинения  вреда своей жизни или здоровью.

Основными «инструментами» педагогов для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за его поведением, информация, полученная от третьих лиц (друзей, родственников), данные медицинской документации.

Необходимые условия профилактики суицидального риска в подростковой среде:

  • благоприятная эмоционально – психологическая  атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе);
  • насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.);
  • возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни и переживаниям подростка;
  • помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей;
  • устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего, семейные;
  • контроль использования ребенком интернет – ресурсов.

Роль педагога (классного руководителя) в профилактике суицидального поведения подростков.

Учитель, который регулярно общается с подростком, может непосредственно повлиять  на позитивное разрешение трудной для подростка  ситуации:

  • если вы увидели хоть один из признаков, свидетельствующих о надвигающейся угрозе риска для подростка, это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как,  с его точки зрения это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию;
  • обратитесь к психологу или к другим специалистам за помощью;
  • если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Педагог должен быть готов  в любой момент информировать подростков о способах получения помощи в трудных ситуациях и о специалистах, которые могут оказать такую помощь.

2018 г.

Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог РЦ по материалам

сайта http://bcro.edusite.ru/DswMedia/metodrek_suicidyi_roditeli_itog.pdf

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.