4 мая 2018 года при методической поддержке ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» на базе СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево прошел окружной практико-ориентированный семинар «Организация и содержание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Семинар был проведен в рамках реализации деятельности опорных образовательных учреждений по направлению «Система коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО». Цель проведения семинара – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, специалистов дошкольного образования в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В работе семинара приняли участие 40 педагогических работников детских садов округа: заместители руководителей по ДО, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по ФИЗО из 13 детских садов округа.
Воспитатели и специалисты СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево представили опыт работы по проблеме организации комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.
Открыла семинар Серова Е.А., начальник отдела развития образования СВУ МОиНСО. Она отметила, что определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее актуальным становится организация коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача детского сада – создание условий для полноценного развития всех сторон психики ребенка.
Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», обозначила основные аспекты организации и содержания комплексной помощи детям с ОВЗ в дошкольном возрасте, где важна комплексность и системность оказания психолого-педагогической и медицинской помощи. Коррекционно-развивающая работа с данным контингентом детей строится на основе современных подходов, технологий, средств, методов и приемов. Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими адаптированную основную образовательную программу, в группах общеразвивающей/ компенсирующей направленности должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуальных и групповых ориентированных коррекционных мероприятий.
О нейропсихологической коррекции в дошкольном возрасте рассказала Овчинникова М.А., учитель-логопед детского сада. В своем выступлении она сделала акцент на мозжечковую стимуляцию – набор методик, направленных на ускорение развития речи, улучшение концентрации внимания, увеличение скорости обработки информации центральной нервной системы, нормализацию поведения. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа с учетом возраста и вида нарушения. Затем был представлен фрагмент занятия на батуте. Во время тренировки ребенок не только ритмично прыгает на батуте, но вслух произносит звуки, слоги, слова, чистоговорки, что предполагает развитие ориентировки в пространстве, всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи.
О комплексном подходе в создании и реализации рабочих программ педагогов в СП «Детский сад Аленушка» выступила Жучкова Н.В. Она отмечает, что рабочая программа выполняет основные функции: нормативную, информационную, методическую, организационную. Главная проблема – единые требования при организации коррекционной работы с детьми с сопутствующими нарушениями. При реализации программы прослеживается:
– анализ группы (психолого-педагогическая характеристика, характеристика речевых нарушений, уровня обучаемости), паспорт здоровья;
– составление коллегиального заключения на каждого ребенка с ОВЗ;
– разработка единого расписания образовательной деятельности, учебного плана, режимных моментов;
– организация развивающей предметно-развивающей среды;
– проведение индивидуальных и групповых занятий (комплексных, интегрированных, совместных экскурсий, праздников, развлечений и т.д) с учетом структуры дефекта;
– подведение итога коррекционно-развивающей работы в детском саду.
В практической части семинара были представлены педагогические практики – непосредственно-образовательная деятельность (НОД) как интегрированная форма работы с детьми с ОВЗ.
С целью обобщения знаний по лексической теме «Школа», формирования психологической готовности детей к школе проведена НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дорога в школу». Форма проведения – квест-игра, которую продемонстрировали педагог-психолог и учитель-логопед.
На развитие познавательной активности, любознательности проведено интегрированное занятие по теме «Мой любимый звонкий мяч» учителем-дефектологом и воспитателем.
Обобщить знания по лексической теме «Дикие животные» позволила совместная педагогическая деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя средствами информационно-коммуникативных технологий, игровой терапии, приемов Орф-педагогики, дыхательной и пальчиковой гимнастики.
В младшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Весёлый огород» НОД по теме «Веселый огород» провели инструктор по физической культуре и воспитатель. Здоровьесберегающие технологии, игровые и развивающие упражнения позволяют развивать опорно-двигательный и вестибулярный аппарат, тренировать движения в крупных и мелких мышцах, улучшать зрительные функции при медицинском контроле.
Участники семинара высказали положительные отзывы о работе семинара и о необходимости методической поддержки по вопросам организации коррекционно-развивающего сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ. Педагоги отметили актуальность темы семинара, полезность представленных материалов (технологические карты НОД, памятки, методические разработки).
Были обозначены проблемы, вопросы, которые целесообразно обсудить на будущих мероприятиях:
– составление карты развития ребенка;
– коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна, с задержкой психического развития;
– работа учителя-дефектолога;
– НОД по физической культуре и методические рекомендации;
– работа с родителями.