20 марта 2019 года при методической поддержке специалистов социопсихологического отдела прошел окружной практико-ориентированный семинар по теме «Коррекционно-развивающее сопровождение детей раннего возраста».
Семинар был проведен на базе СП «Детский сад Алёнушка» ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в вопросах обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
В работе семинара приняли участие 30 педагогических работников детских садов округа: методисты, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи.
Семинар посвящен проблеме организации работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в дошкольном учреждении. Важное условие успешной ранней коррекционной помощи (раннее вмешательство) – это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на: выявление и ослабление или преодоление недостатков психоречевого и моторного развития детей раннего возраста и на работу с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями.
На семинаре был представлен опыт работы специалистов СП «Детский сад Алёнушка» ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы, Службы ранней помощи СП «Детский сад Журавушка» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево, Консультативных пунктов СП Детский сад Алёнушка» и СП «Детский сад Крепыш» ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево.
Башкирова Елена Владимировна, руководитель СП, рассказала о модели организации ранней помощи детям с ОВЗ, основных направлениях коррекционно-педагогической работы специалистов детского сада в группе компенсирующей направленности раннего возраста.
Коррекционная функция в ДОУ предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья), создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.
Забелина Ирина Анатольевна, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», обозначила актуальные вопросы эффективности деятельности групп ранней помощи Северо-Восточного образовательного округа.
Основные проблемы в части создания коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста в детском саду: отстраненность родителей от воспитания детей, недостаток знаний педагогов по работе с детьми раннего возраста, недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды, отсутствие реально действующего механизма межведомственного взаимодействия при оказании услуг ранней помощи, отсутствие в штатных расписаниях отдельных служб врачей. Были даны разъяснения и рекомендации по преодолению проблем в детских садах округа.
В практической части семинара были представлены открытые игровые занятия учителем-логопедом («В гости к Лунтику») и воспитателем («Весна идет»). Цель занятий: развитие познавательно-речевой активности детей, зрительного внимания, речеслухового и тактильного восприятия.
О предметно-развивающей среде в Службе ранней помощи СП «Детский сад Журавушка» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево выступила Тестова В.С.
Особый интерес вызвали выступления логопедов Жучковой Н.В. и Петровой В.Г. о деятельности Консультативного пункта на базе дошкольных образовательных учреждений (из опыта работы детских садов г. Похвистнево).
Об организации сопровождения молодых семей через взаимодействие отдела молодежи Администрации м.р. Исаклинский и детского сада в рамках межведомственного взаимодействия рассказала Лебакина Н.С. В своем мастер-классе «Весеннее настроение» она познакомила с некоторыми приемами психологической саморегуляции, направленных на снятие эмоционального напряжения и пробуждение внутренних ресурсов, позитивного мышления педагогов.
Подведя итоги работы окружного семинара, состоялся конструктивный обмен мнениями. Участники семинара отметили высокую степень организации мероприятия, в рамках которого была представлена возможность обмена опыта. Полученную информацию посчитали актуальной, интересной. Обозначены актуальные вопросы с последующим обсуждением их на семинарах в 2019-2020 учебном году:
– коррекционная работа с детьми с ДЦП, РАС, с синдромом Дауна в условиях Консультативного пункта;
– стандартизация оказания услуг ранней помощи, ведение документации;
– отработка межведомственного взаимодействия при оказании услуг группами ранней помощи с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населении;
– популяризация «Активного и эффективного родительства»;
– создание предметно-развивающей среды в ДОУ.
Башкирова Е.В. Организация коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог