29 апреля 2020 года в дистанционном режиме прошел окружной практико-ориентированный семинар «Детский аутизм и РАС: диагностика и коррекционная помощь» при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Педагогические работники СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак представляли первичный опыт работы в части организации и содержания работы с детьми с расстройством аутистического спектра.
Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах организации коррекционно-развивающего сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного детского сада.
Основные содержательные направления семинара:
- Основные подходы к организации обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного детского сада.
- Презентация опыта работы ДОО по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в соответствии с ФГОС ДО.
Участники: методисты, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальные руководители структурных подразделений СВУ МОиНСО.
Доступ к материалам семинара по ссылкам.
Мероприятие | Ответственный |
«Расстройство аутистического спектра: выявление, диагностика и коррекционная помощь»
|
Забелина Ирина Анатольевна, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» |
«Организация коррекционно-развивающего сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им.А.М. Шулайкина с. Старый Аманак» | Яхаева Мария Михайловна, учитель-логопед
СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак |
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении как условие работы с детьми с РАС» | Шакирова Светлана Иркеновна,
воспитатель СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак |
«Педагогическая поддержка семей в воспитании дошкольников с РАС» (из опыта работы) | Гудкова Юлия Александровна,
Козикова Елена Васильевна, воспитатели СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак |
Презентация психолого-педагогических практик | |
Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе: методическая разработка непосредственной образовательной деятельности детей с ОВЗ в подготовительной группе компенсирующей направленности (тема: «Новоселье у скворцов») | Чернозубцева Александра Ивановна, педагог-психолог
СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им.А.М. Шулайкина с. Старый Аманак |
«Интеграция музыки в различные виды деятельности ребенка с РАС» (из опыта работы) | Еланская Светлана Петровна, воспитатель СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак |
Использование электронных ресурсов развивающего портала «Мерсибо» в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС | Артемьева Елена Алексеевна, учитель-логопед СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак |
Стендовый доклад | |
Диагностика детей с расстройством аутистического спектра (альбом методик) | Попович Наталья Александровна, воспитатель СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина
с. Старый Аманак; Артемьева Елена Алексеевна, учитель-логопед СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак |
«Дидактические игры и пособия как средство создания специальной развивающей предметно-пространственной среды в группе с детьми с РАС»
|
Андреева Анна Александровна,
воспитатель СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак |
Подведение итога семинара.
Анализ семинара. |
Забелина Ирина Анатольевна, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»;
Артемьева Елена Алексеевна, учитель-логопед СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак, член областного УМО педагогов, работающих с детьми с РАС |
Подводя итог семинара, педагоги отметили сложность работы с детьми с расстройством аутистического спектра, нуждающимися в постоянной психолого-педагогической поддержке. Своевременное диагностирование и профессионально грамотная коррекционная работа в большинстве случаев могут дать положительный результат: ослабление и преодоление недостатков в психическом развитии, социальном взаимодействии, развитии потенциальных возможностей и по подготовке детей с РАС к школьному обучению.
Основные задачи воспитателя, специалистов психолого-педагогического сопровождения – создание адекватно организованной среды, поддержание особого режима занятий, установление положительного эмоционального контакта с ребенком с учетом его особых интересов и пристрастий при построении коррекционных занятий, формирование учебного поведения.
Материалы семинары отражают сущность организации коррекционной работы в инклюзивном детском саду в соответствии с ФГОС ДО.
В слайдовой демонстрации Забелина И.А. освещает вопросы нормативно-правовых аспектов, выявления и диагностирования нарушений при расстройствах аутистического спектра, коррекции и развития детей с РАС.
Яхаева М.М. представляет модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в СП «Детский сад Солнышко». Знакомит с локальными актами детского сада, видами и формами, алгоритмом коррекционной работы по данному направлению.
Шакирова С.И. рассказывает об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении, создания специальных условий для ребенка с РАС. Характеризует особенности развития ребенка с РАС, построения коррекционного пространства с различными зонами в помещении, игрового пространства с дополнительными визуальными средствами (картинки-подсказки, таблички, пиктограммы) с учетом индивидульных особенностей ребенка.
О педагогической поддержке семей в воспитании дошкольников с РАС, формах и этапах работы, консультировании родителей, исходя из характерных нарушений в развитии каждого ребенка данной категории рассказывают воспитатели: Гудкова Ю. А., Козикова Е.В.
Чернозубцева А.И. делится опытом работы по использованию приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе. Представляет разработку непосредственной образовательной деятельности детей с ОВЗ в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Новоселье у скворцов». Цель занятия: развитие сенсомоторных функций средствами социального взаимодействия.
Еланская С.П. представляет опыт работы в части интеграции музыки в различные виды деятельности ребенка с РАС. Музыка – помощник для детей с аутизмом. Ребенок учится понимать, что диалог и взаимодействие возможны, и он начинает поддерживать этот тип общения через музыкальные средства. Использованные методы и приемы позволяют поддерживать активность детей с РАС, снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков.
Артемьева Е.А. наглядно демонстрирует использование электронных ресурсов развивающего портала «Мерсибо» в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС. Это инновационный метод обучения и всестороннего развития детей с РАС, который позволяет добиться положительных результатов.
Андреева А.А. определяет ценность дидактических игр и пособий в создании специальной развивающей предметно-пространственной среды в группе с детьми с РАС. В стендовом докладе излагает виды игр: с красками, водой, крупами и сыпучими веществами, пластичными материалами, звуками, ритмами, движениями и тактильными ощущениями.
Особый интерес представляет наличие методик, используемых в диагностике детей с расстройством аутистического спектра.
В качестве обратной связи просим заполнить анкету обратной связи (Анкета-отзыв) и выслать на электронный адрес СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак: ds-amanac@yandex.ru
Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:
- методики, технологии включения ребенка с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста в образовательное пространство;
- формирование учебного поведения у ребенка с РАС;
- подготовка ребенка с РАС к школьному обучению.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ