Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.
Содержание журнала №12 2016г.
Управление ДОО
Т.Алиева. Конструирование образовательной среды в формальном и неформальном образовании.
Аннотация. В статье рассматриваются приоритеты государственной политики в сфере образования, связанные с дополнительными образовательными программами и неформальными ресурсами. Сделана попытка определить понятие «образовательная среда». Результаты бесед с родителями об образовательной среде для детей дошкольного возраста в городе позволили описать характеристики персонализированной среды неформального и информального образования.
Социально-коммуникативное развитие
- Н.Полковникова. Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально – коммуникативном развитии старших дошкольников.
Аннотация. В статье представлено обобщение исследования становления ценностных основ личности детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации (ДОО). Раскрыто педагогическое содержание работа по формированию ценностных основ детской личности, взаимоотношений между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями воспитанников и педагогами. Материал может быть интересен исследователям в области социального развития дошкольников, а также педагогам дошкольных образовательных организаций, планирующим и реализующим задачи социально – коммуникативного развития старших дошкольников.
- Н.Микляева. Модель развития социального интеллекта дошкольников.
Аннотация. В статье описывается многофакторная модель социального интеллекта, отражающая особенности развития социальных эмоций и действий детей. Модель демонстрирует механизмы развития социального интеллекта детей через содержание и формы, методы организации ситуаций совместной образовательной деятельности.
- А.Колосова, Л.Абрамова, Г.Александрова,О.Будникова,О.Голикова,И.Губай,Л.Дубенская.Путешествие в Мастерград. Игра с элементами квеста для детей 6-8 лет.
Цели. Формирование уважительного отношения к рабочим профессиям, опыта трудовых навыков, способствующих ранней профессиональной ориентации.
Задачи. Формирование представлений о социальной роли труда и значимости отдельных профессий в жизни общества. Обучение способам взаимодействия со сверстниками в командных играх. Расширение словарного запаса по теме «Профессии».
- Е.Шакирова. ПДД на занятиях и в игре. Для детей 5-8 лет.
Актуальный разговор
А.Бучкова. Начало 2017 года ознаменуется стартом новой рубрики «Актуальный разговор»
Познавательное развитие
- Н.Каратева, О.Крежевских. Г.А.Илизаров. «Зауральский доктор». Методическое сопровождение региональной программы «Мы живет в Зауралье».
Знакомство с жизнью и творчеством доктора Илизарова помогает воспитывать у дошкольников отзывчивость и милосердие, любовь к ближнему, Родине, формирует познавательный интерес к профессии врача и изобретательской деятельности.
- Е.Исаева. Викторина «Моя Москва». Для детей 6-8 лет.
Цели. Уточнить и закрепить знания детей о родном городе – Москве, столице России.
Задачи. Закреплять представления детей о геральдике страны и столицы, о достопримечательностях Москвы. Воспитывать гордость за родной город.
- М.Штундер. Расширяем знания дошкольников о Хакасии. Для детей 6-8 лет.
Цель. Расширить знания о Хакассии.
Задачи. Прививать интерес к истории родного края: познакомить с культурой и литературой Хакассии, рассказать о хакасском ученом Н.Ф.Катанове. Развивать творческие способности: формировать навыки декоративной лепки и росписи, умение составлять национальные узоры.
- О.Ращупкина. Северодвинск – любимый город. Для детей 6-8 лет.
Цели. Обобщить, систематизировать знания детей о родном Северодвинске. Продолжать знакомить с достопримечательностями города. Развивать познавательную активность. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Год российского кино
- М.Серкова, О.Малышева. Путешествие по зимним сказкам. Мультфильмы в речевом развитии детей 5-8 лет.
Просмотр, последующий анализ мультфильмов, работа с отдельными фрагментами обогащают словарный запас ребенка, формируют связную речь (диалог и монолог), развивают фонетико- фонематическую, просодическую стороны речи. Речевая работа с использованием возможностей мультипликации может проводиться как в условиях логопедического пункта, так и в работе массового детского сада.
- Итоги Всероссийского конкурса. «Памятная марка «Любимый фильм»
Речевое развитие
- М.Яснов. Ноль – плюс. Детский поэт из Уфы Кристина Стрельникова.
Помимо стихов и прозы для подростков, Кристина в основном осваивает пространство той детской жизни, которая ныне маркируется знаком «ноль-плюс», ее читатели – еще не читатели, скорее слушатели, но у них есть возможность подрастать вместе с книжками Кристины.
- А. Мешалкина, Ю. Абашева. Зимняя сказка. Занятия по речевому развитию с детьми 6-8 лет.
Задачи. Упражнять в определении гласных, согласных звуков, в дифференциации согласных звуков на твердые и мягкие; в подборе слов с данными звуками; закрепить умение определять местоположение звука в слове. Закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Упражнять в составлении предложений по заданным схемам; в чтении слов из четырех-пяти букв; в работе с кассами букв.
- Е.Юзюк. Кто дружит с елью? Занятия по развитию речи с элементами мнемотехники для детей 5-6 лет.
Задачи. Способствовать развитию. Зрительной, слуховой, тактильной, двигательной памяти; мышления. Развивать умения ориентироваться на листе бумаги, вспоминать слово по картинке, сочетать речь с движением.
Художественно-эстетическое развитие.
- Т.Михайлова. Викторина «В гостях у сказок». Старший дошкольный возраст.
Цель. Развивать творчество детей посредством сказок.
Физическое развитие
- Л.Волошина, Е.Гавришова, В.Миленко. Профилактика плоскостопия у старших дошкольников.
Коррекционная работа
- И.Емельянова, С.Маркова. Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО (при реализации примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех»). Окончание. Начало см.:Дошкольное воспитание. 2016 №11.
Цели. Обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в общественную жизнь, их подготовка к самостоятельности, освоению коммуникативных умений.
- Н.Кравченко. «К нам гости пришли и подарки принесли». Игра-занятие для детей 3-4 лет.
Цель. Выявить уровень освоения детьми образовательной и коррекционной программ первого года обучения по разделам «Познание» и «Зрительное восприятие».
Задачи. Развивать у детей умения: использовать разные способы обследования предметов (осязание, зрение); устанавливать тождество и различия предметов по их свойствам; выбирать предмет по нескольким сенсорным признакам (цвет, форма, величина). Учить отвечать на вопросы: чего больше (меньше)? Сколько? Способствовать использованию в речи пространственных наречий: далеко и близко. Учить различать правую и левую руку.
Ранний возраст
- Е.Осинцева, Н.Евдокимова. Интерактивная папка-лэпбук «Зима» в образовательной работе родителей с детьми раннего возраста.
Лэтбук- «Наколенная книга», содержащая занимательную информацию по определенной теме. С помощью таких папок можно развивать кругозор, необходимые для познавательного процесса навыки и умения. Эту папку ребенок может разложить в удобном для него месте и за один раз просмотреть содержимое совместно со взрослым.
Профессия – педагог
- А.Найбауэр. О формальном образовании педагогов дошкольных образовательных организаций.
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации формального образования в системе дополнительного профессионального образования. Автор представляет обзор современных источников и определяет перспективные направления модернизации возможностей формального образования. Особое внимание в статье уделяется обновлению структуры дополнительного профессионального образования педагогов дошкольных образовательных организация в условиях интеграции формального, неформального и информального образования, это создаст условия для сохранения традиций и внедрения передового опыта повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также возможность учесть образовательные потребности специалистов, запросы общества и государства.
- Т.Березка, Н.Хорошилова, В.Миленко. Делегирование полномочий как прием эффективного руководства дошкольной образовательной организацией.
История российского образования
- Е.Князев. К 145-летию создания первых дошкольных организаций в России: Фрёбелевское общество.
Аннотация. В дошкольном образовании весьма актуален вопрос о модели воспитательно – учебного процесса. В условиях общественно-педагогического движения исторически возник и эффективно развивался личностно-ценностный подход. Особое внимание в статье уделяется организации первых детских садов при Фрёбелевском обществе в Санкт-Петербурге.
Готовимся к празднику
- Новый год и Рождество. Материал для инсценировки для детей 3
-5 лет
Мастер-класс
Ю.Чернопятова. Рисуем шпатлевкой. Для детей 5-8 лет.
Цель. Развитие воображения посредством нетрадиционной техники – рисования шпатлевкой.
Задачи. Совершенствовать умения и навыки в технике рисования шпатлевкой. Развивать интерес к изобразительному творчеству, воображение, чувство композиции. Воспитывать эстетическое отношение к природе.