Приоритетным направлением деятельности системы образования российской Федерации является обеспечение доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
Образование обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015), ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 31598), ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599), ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373), ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897), Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 09.07.2015 №1309).
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Переход к инклюзивному образованию в России – очень сложный процесс. Его нужно развивать, но на практике эта система не только в России, но и во многих странах Европы внедряется медленно. В чем причины этого? Во-первых, не все дети с ОВЗ и инвалидностью объективно могут учиться в общеобразовательных организациях, в которых обязательно должны быть созданы специальные условия. Решение необходимо принимать, исходя из степени ограничения здоровья. Во-вторых, к сожалению, отмечается дефицит специалистов коррекционной педагогики, психологии, дефектологии.
Также обучающиеся с ОВЗ могут обучаться и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (п. 4 ст. 79 Закона «Об образовании в РФ»). Отдельные классы для обучающихся с ОВЗ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи обучающимся с ОВЗ. Положительным фактором в данном случае является наличие возможности у обучающихся с ОВЗ осваивать адаптированную образовательную программу в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, со сходными психофизиологическими возможностями и образовательными потребностями и, при необходимости, в пролонгированные сроки обучения. Также они имеют возможность участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов.
При отсутствии в образовательной организации количества детей с ОВЗ со сходным нарушением, необходимо для открытия специального класса, школа вправе открывать ресурсные классы (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2017 № ТС-267/07), в том числе разновозрастные, с целью создания специальных организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию АООП. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный класс, ресурсный класс – это пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательного учреждения ресурсы, способствующие инклюзии ребенка в школьную среду. Здесь работают специалисты: учителя, педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, которые выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребенка так, чтобы он постепенно включался в процесс обучения наравне со сверстниками. Занятия со специалистами краткосрочные (не более 20 минут) в небольших группах.
Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Требования ФГОС и ФК ГОС по количеству часов учебного плана для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, должны быть выполнены в соответствии с рекомендациями ПМПК, требованиями СанПиН, и быть индивидуализированы с учетом трудностей в развитии ребенка и его индивидуальных возможностей, состояния здоровья.
Обеспечить эти часы только посещением обучающегося учителем невозможно, поэтому для получения качественного образования для обучающихся на дому может быть предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ (ст. 15 Закона № 273-ФЗ). Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, совмещение занятий с учителем на дому с посещением ребенком отдельных предметов в школе и организации самостоятельной работы обучающихся (п. 1.3 инструктивно-методического письма «Об организации обучения по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов» от 23.08.2016 № МО-16-09-01/815-ТУ).
Индивидуальный учебный план, график занятий и объем учебных часов, необходимых для реализации индивидуального учебного плана при организации обучения на дому, должен быть в обязательном порядке доведен образовательной организацией до сведения родителей (законных представителей) учащихся. Факт ознакомления заверяется личной подписью родителя (законного представителя).
В целях программно-методического и учебно-методического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ Минобрнауки России разработаны и размещены в реестре основных образовательных программ комплекты рабочих программ по всем предметам и коррекционным курсам первого и первого дополнительного класса для девяти категорий обучающихся с ОВЗ (http://fgosreestr.ru/).
Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела
(по материалам информационно-методического письма «Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Самарской области» от 24.08.2017 № МО-16-09-01/711-ТУ)