О результатых мониторинга формирования УУД 7-8-ых классов

Анализ психологического мониторинга  формирования универсальных учебных действий обучающихся 7-8-ых классов за 2015 год

 

В психологическом мониторинге формирования универсальных учебных действий обучающихся приняли участие пять образовательных организаций (в том числе: школы экспериментального внедрения ФГОС ООО – ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево, ГБОУ ООШ с. Малый Толкай, ГБОУ СОШ пос. Октябрьский г.о. Похвистнево; школы контрольной группы – ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево, ГБОУ СОШ с. Подбельск). Выборка составила 137 обучающихся.

Цель исследования:

выявлять  изменения образовательной среды при условии систематической работы  по формированию и развитию УУД у обучающихся пилотных школ;

наметить пути совершенствования деятельности педагогического коллектива по формированию УУД в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Задачи:

  1. Апробация пакета психодиагностического инструментария, рекомендованного Региональным социопсихологическим центром г. Самара.
  2. Проведение констатирующей диагностики уровня формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных) обучающихся 7 – 8-ых классов школ экспериментальной и контрольной групп.
  3. Отслеживание уровня и динамики формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся пилотных школ за 2014-2015 и 2015-2016 учебных годов в условиях психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС ООО.
  4. Составление рекомендаций по совершенствованию деятельности школ в области формирования УУД в условиях экспериментального внедрения Федерального государственного образовательного стандарта.

Выводы:

  1. Анализ результатов диагностики в динамике за 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы показывает, что наибольшее количество обучающихся, выполнивших все задания интеллектуального теста с высокими результатами, обучается в экспериментальных школах округа (18% восьмиклассников).  В контрольных школах – 6% восьмиклассников.
  2. Уровень умственного развития у большинства восьмиклассников (81% – в экспериментальных школах и 90% – в  контрольных школах) соответствует возрастной норме. Обучающиеся успешно умеют структурировать знания,  произвольно оперируют словами, числами и понятиями, выполняя логические действия  базового уровня.

Следует обратить внимание на учеников, которые не справились с заданиями интеллектуального теста и выполнили его на низком уровне: 1% обучающихся -в экспериментальных школах и 4% обучающихся – в контрольных школах.

  1. Успешно выполнены задания, требующие общей осве­домленности в научно-культурной области знаний, и хуже те задания, где нужно использовать мыс­лительные приемы и операции, помогающие осмыслить полученную ин­формацию, логически ее обработать. Восьмиклассники хорошо умеют классифицировать понятия и мыслить по аналогии.

Распределение обучающихся 7-8-ых  классов по результатам выполнения отдельных субтестов, %

Уровень Учебный год

1

 

Осведомленность  в общественно-политической области знаний Осведомленность в научно-культурной области знаний Аналогии Классификации Обобщения Числовые ряды Пространственные плоскостные представления Пространственные объемные представления
 

Экспер.

 

Контр.

 

Экспер.

 

Контр.

 

Экспер.

 

Контр.

 

Экспер.

 

Контр.

 

Экспер.

 

Контр.

 

Экспер.

 

Контр.

 

Экспер.

 

Контр.

 

Экспер.

 

Контр.

Высокий 14-15

уч.г

13 13 23 23 13 13 29 29 0 0 13 13 38 38 23 23
15-16

уч.г

35 37 44 44 19 10 46 48 1 2 31 28 33 41 25 32
Средний 14-15

уч.г

66 66 54 54 71 71 42 50 64 64 65 65 27 26 31 31
15-16

уч.г

52 56 49 49 65 74 50 48 56 62 58 49 36 28 32 34
Низкий 14-15

уч.г

12 22 24 24 17 16 25 21 37 36 23 23 36 36 47 47
15-16

уч.г

13 7 7 8 16 17 4 4 43 31 11 24 31 32 43 34

 

Среди мыслительных операций наименее сформировано обобщение понятий. Затруднения вызывали  задания на дополнение числовых рядов, что говорит о недостаточной сформированности навыков  индуктивного мышления, способности видеть закономерности в  расположении  чисел  в  числовом  ряду и на основании этих закономерностей самостоятельно строить числовые ряды. Также недостаточно развито пространственное мышление: обучающиеся 8-ых классов затрудняются увидеть целое из нескольких частей одного абстрактного объекта (геометрической фигуры) и представить в пространстве абстрактный объект (геометрическое тело) на основе развертки.

  1. Произвольное внимание сформировано в большинстве изучаемых школ. Наилучшие показатели наблюдаются у обучающихся школ экспериментальной группы. В экспериментальных школах волевая саморегуляция сформирована у 85% восьмиклассников (на 6% больше по сравнению с контрольными школами). Следовательно, эти ученики в достаточной степени умеют мобилизовать свои силы, сосредоточиться, выполнять работу с высокой скоростью и точностью, осуществлять контроль своей деятельности.

Частично сформированы функции внимания у 22% восьмиклассников экспериментальных школ и 19% восьмиклассников контрольных школ. Кроме того, отметим, что у 2% детей контрольных школ произвольное внимание не сформировано. Это, возможно, связано  с низкой работоспособностью, недостаточным уровнем концентрации, переключения и объемом внимания, слабой оперативной памятью.

  1. Анализ структуры притязаний и самооценки показывает, что 1/3 часть восьмиклассников (33%) имеют благоприятные тенденции в развитии личности, продуктивное отношение к себе. Такие школьники отличаются высоким уровнем целеполагания и социально-психологической адаптированностью.

 

 

Вызывает тревогу, что такая же часть  подростков данной выборки (33%) имеет  неблагоприятные тенденции в развитии личности, несмотря на достаточно высокий уровень умственного развития.

Стоит обратить внимание на рост доли обучающихся с низкой самооценкой в контрольных школах (с 18% до  29% подростков). Данная категория  детей не вполне объективно оценивает себя и свои способности, преуменьшая их значимость, отказывается от трудных (объективно и субъективно) заданий, проявляя тревожность. Эти подростки составляют группу риска и требуют пристального наблюдения, целенаправленной психолого-педагогической работы.

  1. Анализ результатов уровня мотивации учения свидетельствует о снижении продуктивной мотивации подростков, позитивного отношения к учению и положительного эмоционального отношения к нему. В эмоциональном отношении к учению преобладающим является средний уровень мотивации учения с несколько сниженной познавательной мотивацией (43%) с нарастающей  степенью школьной тревожности (на 8% в ЭШ   и 14% в КШ).

 

Рекомендации

  1. Администрации образовательных учреждений:
  2. Изучить полученные результаты психологического мониторинга образовательных организаций, начавших внедрение  ФГОС ООО в 2010/2011 году.
  3. Использовать полученные результаты с целью создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды для развития универсальных учебных действий, сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся подросткового возраста.
  4. Наметить план мероприятий, направленных на снижение проблемных зон в образовательном процессе. С целью организации системы коррекционно-развивающей работы в школе, необходимо обратить особое внимание на создание психолого-педагогических условий для развития не только метапредметных, но и личностных универсальных учебных действий обучающихся.
  5. Обеспечить реальное эффективное взаимодействие заместителя директора по УВР с педагогами-психологами ОО и ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» в решении общих приоритетных задач школы.
  6. Педагогам образовательных учреждений:
  7. Внедрять в традиционную педагогическую практику передовые формы и методы обучения восьмиклассников с учетом их индивидуально-психологических особенностей и зоны ближайшего развития. Учитывать  и   применять  результаты исследования  при   проектировании  образовательного процесса (особенно при коррекционно-развивающем сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья).
  8. Разработать индивидуальную образовательную траекторию с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  9. Наметить пути совершенствования деятельности педагогического коллектива (классных руководителей, учителей-предметников, педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность) по формированию и развитию УУД в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

     По развитию познавательных УУД:

  • С целью обеспечения в дальнейшем благоприятного развития личности обучающихся, положительной динамики их интеллектуального развития необходимо на уроках выделять время на:

–  формирование способности самостоятельно понимать инструкцию к заданию;

– развитие мыслительных операций, логических действий (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, аналогия);

–   отработку алгоритма в решении математических задач,

– расширение словарного запаса, закрепление навыков построения предложений с второстепенными членами;

–  стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;

  • Использование разнообразия учебных задач, направленных на развивающую ценность любого задания с учетом постановки вопросов (в соответствии с таксономией учебных задач Д. Толлингеровой);
  • Оказание различных видов помощи (стимулирующей, эмоционально-регулирующей, направляющей, организующей, обучающей) в преодолении затруднений учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; развитие проблемно ориентированного способа совладения с трудными ситуациями.

По развитию регулятивных УУД:

  • Ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося;

– Создание учителем условий для развития механизма внутреннего самоконтроля  учащимся;

– Развитие у учащихся произвольного внимания и способности к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

По развитию самооценки:

  • Специальная организация рефлексии учащимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как «продукту» учебной деятельности (в конце урока, в ходе работы по проектам и т.д.);
  • Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения учащихся к школе, стимулирование желания учиться;
  • Осторожное демонстрирование своего отношения к подросткам и их поступкам, так как отношения одноклассников к ребенку в значительной мере определяются отношением к нему учителя, транслируемого через оценки и замечания.

По созданию условий, стимулирующих моральное мышление и поведение:

– Организация открытых дискуссий, затрагивающих проблемы честности, правил и норм жизни сообщества и морали;

– Создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения, что, приводит к принятию новой позиции;

– Участие всех учеников в создании правил, выполнение которых в дальнейшем становится обязательным для всех, и принятие ответственности за свои решения и поступки;

– Развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней.

III.   Педагогам-психологам  ОО,  РЦ:

Осуществление по результатам исследования аналитической, консультативной и просветительской работы с субъектами образовательного процесса в школе:

  • провести индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей по результатам диагностики;
  • организовать просветительскую работу, направленную на психологизацию образовательного процесса, повышение уровня мотивации  у всех субъектов образовательного процесса на совместную деятельность;
  • оказывать консультативную помощь педагогам образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий, по вопросам работы с детьми с ОВЗ, организации здоровьесберегающей деятельности в школе.

 

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – М., 2007
  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: избранные психологические труды / Божович. – М., 1995
  3. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Качественный анализ результатов тестирования (на примере группового интеллектуального теста для младших подростков). ж. “Детский практический психолог” Ноябрь 1994 г.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / [А .Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  5. Курганова Е. А. Особенности ориентации на моральные и конвенциональные нормы в младшем школьном возрасте. [Электронный ресурс]: дис. канд. психол. наук: 19.00.13. – М.: РБГ, 2005 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
  6. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. – СПб, ГМНПП «Иматон», 2003

Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003. – 384

О результатых мониторинга формирования УУД 7-8-ых классов

И.А. Забелина начальник социопсихологического отдела РЦ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.