Анализ психологического мониторинга формирования универсальных учебных действий обучающихся 7-8-ых классов за 2015 год
В психологическом мониторинге формирования универсальных учебных действий обучающихся приняли участие пять образовательных организаций (в том числе: школы экспериментального внедрения ФГОС ООО – ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево, ГБОУ ООШ с. Малый Толкай, ГБОУ СОШ пос. Октябрьский г.о. Похвистнево; школы контрольной группы – ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево, ГБОУ СОШ с. Подбельск). Выборка составила 137 обучающихся.
Цель исследования:
– выявлять изменения образовательной среды при условии систематической работы по формированию и развитию УУД у обучающихся пилотных школ;
– наметить пути совершенствования деятельности педагогического коллектива по формированию УУД в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Задачи:
- Апробация пакета психодиагностического инструментария, рекомендованного Региональным социопсихологическим центром г. Самара.
- Проведение констатирующей диагностики уровня формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных) обучающихся 7 – 8-ых классов школ экспериментальной и контрольной групп.
- Отслеживание уровня и динамики формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся пилотных школ за 2014-2015 и 2015-2016 учебных годов в условиях психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС ООО.
- Составление рекомендаций по совершенствованию деятельности школ в области формирования УУД в условиях экспериментального внедрения Федерального государственного образовательного стандарта.
Выводы:
- Анализ результатов диагностики в динамике за 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы показывает, что наибольшее количество обучающихся, выполнивших все задания интеллектуального теста с высокими результатами, обучается в экспериментальных школах округа (18% восьмиклассников). В контрольных школах – 6% восьмиклассников.
- Уровень умственного развития у большинства восьмиклассников (81% – в экспериментальных школах и 90% – в контрольных школах) соответствует возрастной норме. Обучающиеся успешно умеют структурировать знания, произвольно оперируют словами, числами и понятиями, выполняя логические действия базового уровня.
Следует обратить внимание на учеников, которые не справились с заданиями интеллектуального теста и выполнили его на низком уровне: 1% обучающихся -в экспериментальных школах и 4% обучающихся – в контрольных школах.
- Успешно выполнены задания, требующие общей осведомленности в научно-культурной области знаний, и хуже те задания, где нужно использовать мыслительные приемы и операции, помогающие осмыслить полученную информацию, логически ее обработать. Восьмиклассники хорошо умеют классифицировать понятия и мыслить по аналогии.
Распределение обучающихся 7-8-ых классов по результатам выполнения отдельных субтестов, %
Уровень | Учебный год
1
|
Осведомленность в общественно-политической области знаний | Осведомленность в научно-культурной области знаний | Аналогии | Классификации | Обобщения | Числовые ряды | Пространственные плоскостные представления | Пространственные объемные представления | ||||||||
Экспер. |
Контр. |
Экспер. |
Контр. |
Экспер. |
Контр. |
Экспер. |
Контр. |
Экспер. |
Контр. |
Экспер. |
Контр. |
Экспер. |
Контр. |
Экспер. |
Контр. |
||
Высокий | 14-15
уч.г |
13 | 13 | 23 | 23 | 13 | 13 | 29 | 29 | 0 | 0 | 13 | 13 | 38 | 38 | 23 | 23 |
15-16
уч.г |
35 | 37 | 44 | 44 | 19 | 10 | 46 | 48 | 1 | 2 | 31 | 28 | 33 | 41 | 25 | 32 | |
Средний | 14-15
уч.г |
66 | 66 | 54 | 54 | 71 | 71 | 42 | 50 | 64 | 64 | 65 | 65 | 27 | 26 | 31 | 31 |
15-16
уч.г |
52 | 56 | 49 | 49 | 65 | 74 | 50 | 48 | 56 | 62 | 58 | 49 | 36 | 28 | 32 | 34 | |
Низкий | 14-15
уч.г |
12 | 22 | 24 | 24 | 17 | 16 | 25 | 21 | 37 | 36 | 23 | 23 | 36 | 36 | 47 | 47 |
15-16
уч.г |
13 | 7 | 7 | 8 | 16 | 17 | 4 | 4 | 43 | 31 | 11 | 24 | 31 | 32 | 43 | 34 |
Среди мыслительных операций наименее сформировано обобщение понятий. Затруднения вызывали задания на дополнение числовых рядов, что говорит о недостаточной сформированности навыков индуктивного мышления, способности видеть закономерности в расположении чисел в числовом ряду и на основании этих закономерностей самостоятельно строить числовые ряды. Также недостаточно развито пространственное мышление: обучающиеся 8-ых классов затрудняются увидеть целое из нескольких частей одного абстрактного объекта (геометрической фигуры) и представить в пространстве абстрактный объект (геометрическое тело) на основе развертки.
- Произвольное внимание сформировано в большинстве изучаемых школ. Наилучшие показатели наблюдаются у обучающихся школ экспериментальной группы. В экспериментальных школах волевая саморегуляция сформирована у 85% восьмиклассников (на 6% больше по сравнению с контрольными школами). Следовательно, эти ученики в достаточной степени умеют мобилизовать свои силы, сосредоточиться, выполнять работу с высокой скоростью и точностью, осуществлять контроль своей деятельности.
Частично сформированы функции внимания у 22% восьмиклассников экспериментальных школ и 19% восьмиклассников контрольных школ. Кроме того, отметим, что у 2% детей контрольных школ произвольное внимание не сформировано. Это, возможно, связано с низкой работоспособностью, недостаточным уровнем концентрации, переключения и объемом внимания, слабой оперативной памятью.
- Анализ структуры притязаний и самооценки показывает, что 1/3 часть восьмиклассников (33%) имеют благоприятные тенденции в развитии личности, продуктивное отношение к себе. Такие школьники отличаются высоким уровнем целеполагания и социально-психологической адаптированностью.
Вызывает тревогу, что такая же часть подростков данной выборки (33%) имеет неблагоприятные тенденции в развитии личности, несмотря на достаточно высокий уровень умственного развития.
Стоит обратить внимание на рост доли обучающихся с низкой самооценкой в контрольных школах (с 18% до 29% подростков). Данная категория детей не вполне объективно оценивает себя и свои способности, преуменьшая их значимость, отказывается от трудных (объективно и субъективно) заданий, проявляя тревожность. Эти подростки составляют группу риска и требуют пристального наблюдения, целенаправленной психолого-педагогической работы.
- Анализ результатов уровня мотивации учения свидетельствует о снижении продуктивной мотивации подростков, позитивного отношения к учению и положительного эмоционального отношения к нему. В эмоциональном отношении к учению преобладающим является средний уровень мотивации учения с несколько сниженной познавательной мотивацией (43%) с нарастающей степенью школьной тревожности (на 8% в ЭШ и 14% в КШ).
Рекомендации
- Администрации образовательных учреждений:
- Изучить полученные результаты психологического мониторинга образовательных организаций, начавших внедрение ФГОС ООО в 2010/2011 году.
- Использовать полученные результаты с целью создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды для развития универсальных учебных действий, сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся подросткового возраста.
- Наметить план мероприятий, направленных на снижение проблемных зон в образовательном процессе. С целью организации системы коррекционно-развивающей работы в школе, необходимо обратить особое внимание на создание психолого-педагогических условий для развития не только метапредметных, но и личностных универсальных учебных действий обучающихся.
- Обеспечить реальное эффективное взаимодействие заместителя директора по УВР с педагогами-психологами ОО и ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» в решении общих приоритетных задач школы.
- Педагогам образовательных учреждений:
- Внедрять в традиционную педагогическую практику передовые формы и методы обучения восьмиклассников с учетом их индивидуально-психологических особенностей и зоны ближайшего развития. Учитывать и применять результаты исследования при проектировании образовательного процесса (особенно при коррекционно-развивающем сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья).
- Разработать индивидуальную образовательную траекторию с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
- Наметить пути совершенствования деятельности педагогического коллектива (классных руководителей, учителей-предметников, педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность) по формированию и развитию УУД в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
По развитию познавательных УУД:
- С целью обеспечения в дальнейшем благоприятного развития личности обучающихся, положительной динамики их интеллектуального развития необходимо на уроках выделять время на:
– формирование способности самостоятельно понимать инструкцию к заданию;
– развитие мыслительных операций, логических действий (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, аналогия);
– отработку алгоритма в решении математических задач,
– расширение словарного запаса, закрепление навыков построения предложений с второстепенными членами;
– стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;
- Использование разнообразия учебных задач, направленных на развивающую ценность любого задания с учетом постановки вопросов (в соответствии с таксономией учебных задач Д. Толлингеровой);
- Оказание различных видов помощи (стимулирующей, эмоционально-регулирующей, направляющей, организующей, обучающей) в преодолении затруднений учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; развитие проблемно ориентированного способа совладения с трудными ситуациями.
По развитию регулятивных УУД:
- Ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося;
– Создание учителем условий для развития механизма внутреннего самоконтроля учащимся;
– Развитие у учащихся произвольного внимания и способности к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
По развитию самооценки:
- Специальная организация рефлексии учащимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как «продукту» учебной деятельности (в конце урока, в ходе работы по проектам и т.д.);
- Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения учащихся к школе, стимулирование желания учиться;
- Осторожное демонстрирование своего отношения к подросткам и их поступкам, так как отношения одноклассников к ребенку в значительной мере определяются отношением к нему учителя, транслируемого через оценки и замечания.
По созданию условий, стимулирующих моральное мышление и поведение:
– Организация открытых дискуссий, затрагивающих проблемы честности, правил и норм жизни сообщества и морали;
– Создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения, что, приводит к принятию новой позиции;
– Участие всех учеников в создании правил, выполнение которых в дальнейшем становится обязательным для всех, и принятие ответственности за свои решения и поступки;
– Развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней.
III. Педагогам-психологам ОО, РЦ:
Осуществление по результатам исследования аналитической, консультативной и просветительской работы с субъектами образовательного процесса в школе:
- провести индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей по результатам диагностики;
- организовать просветительскую работу, направленную на психологизацию образовательного процесса, повышение уровня мотивации у всех субъектов образовательного процесса на совместную деятельность;
- оказывать консультативную помощь педагогам образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий, по вопросам работы с детьми с ОВЗ, организации здоровьесберегающей деятельности в школе.
Список литературы
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – М., 2007
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: избранные психологические труды / Божович. – М., 1995
- Борисова Е.М., Логинова Г.П. Качественный анализ результатов тестирования (на примере группового интеллектуального теста для младших подростков). ж. “Детский практический психолог” Ноябрь 1994 г.
- Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / [А .Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
- Курганова Е. А. Особенности ориентации на моральные и конвенциональные нормы в младшем школьном возрасте. [Электронный ресурс]: дис. канд. психол. наук: 19.00.13. – М.: РБГ, 2005 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
- Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. – СПб, ГМНПП «Иматон», 2003
Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003. – 384
О результатых мониторинга формирования УУД 7-8-ых классов
И.А. Забелина начальник социопсихологического отдела РЦ