Анализ психологического мониторинга формирования универсальных учебных действий первоклассников
В мониторинге приняли участие 436 обучающихся 1-ых классов девяти школ Северо-Восточного образовательного округа.
Цель исследования: выявить наличие и характер формирования универсальных учебных действий как показателей гармоничного развития личности первоклассников образовательных организаций на начальном этапе школьного обучения.
Задачи:
- Изучение уровня формирования универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД.
- Сравнительный анализ исследования формирования УУД первоклассников в образовательных организациях за два учебных года.
В основу сравнительного анализа вошли результаты двух исследований формирования УУД первоклассников образовательных учреждений округа за два учебных года (2013-2014 уч. г и 2014-2015 уч. г). Для сравнения взяты не все имеющиеся в исследовании статистические данные, а только лишь те, в которых можно проследить положительную или отрицательную динамику в формировании и развития УУД обучающихся 1-ых классов.
Общее количество обучающихся 1-ых классов в процентном соотношении разных видов универсальных учебных действий представлено в таблице 1.
Таблица 1
Статистический анализ результатов формирования УУД первоклассников в образовательных организациях округа
Показатели | Доля % уч. с высоким уровнем и уровнем в соответствии с возрастной нормой
за 2013-2014 уч. г |
Доля % с высоким уровнем и уровнем в соответствии с возрастной нормой
за 2014-2015 уч. г |
Динамика
в % |
Познавательные логические действия | 65 | 81 |
+16% |
Зрительно-моторные функции | 73 | 77 | +4% |
Волевая саморегуляция | 88 | 84 | -4% |
Мотивации учения | 95 | 95 | 0 |
Заниженная самооценка | 28 | 30 | +2% |
Адекватная самооценка | 43 | 45 | +2% |
Склонность к эгоцентризму | 65 | 68 | +3% |
Развитие коммуникативных УУД | 91 | 88 | -3% |
Важно отметить, что имеется разница в показателях между первоклассниками двух исследований.
- Отмечается положительная динамика показателей УУД по сравнению с предыдущим 2013-2014 учебным годом:
– на 16% возросла доля обучающихся 1-ых классов с формированными познавательными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, выделение существенных признаков, аналогии) (с 65% до 81%);
– на 4% увеличена доля обучающихся 1-ых классов с развитой степенью зрительно-моторного восприятия, пространственных представлений (с 73% до 77%);
– на 2 % возросла доля обучающихся 1-ых классов с продуктивной самооценкой, социально-психологической адаптированностью (с 43% до 45%).
- Стабилен уровень положительной мотивации к учению первоклассников (95%).
- Выявленная отрицательная динамика показателей УУД по сравнению с предыдущим 2013-2014 учебным годом свидетельствует о недостатках формирования личностных и коммуникативных компонентов универсальных учебных действий к периоду обучения в школе:
– на 2% уменьшена доля первоклассников с достаточным уровнем волевой саморегуляции (с 88% до 84%);
– на 2% возросла доля первоклассников с заниженной самооценкой (с 28% до 30%);
– на 3% увеличена доля первоклассников со склонностью к эгоцентризму (с 65% до 68%);
– на 3% снижена доля детей с формированными коммуникативными действиями на (с 91% до 88%).
Сравнительный анализ позволяет констатировать следующее:
– наблюдается рост доли детей со сформированными познавательными УУД и социально-психологической адаптированностью при стабилизации мотивации к учению первоклассников;
– отмечается снижение доли детей со сформированными личностными и коммуникативными компонентами универсальных учебных действий к периоду обучения в школе при увеличении коммуникативно-речевых проблем эгоцентричных первоклассников с заниженной самооценкой.
Общие выводы
1.Стартовая диагностика показывает основные достижения и проблемы, характерные для большинства обучающихся 1-х классов в формировании познавательных учебных действий.
- В целом уровень формирования познавательных логических действий первоклассников соответствует среднестатистическим показателям детей данного возраста. Отмечаются хорошие возможности в развитии мыслительных операций у 81% учащихся и в развитии зрительно-моторного восприятия у 77% учащихся 1-х классов образовательных организаций округа.
- Выявлены дети с низкой интеллектуальной способностью – 19%, с низким уровнем развития структурных зрительно-моторных функций – 23%. Низкие показатели развития познавательных УУД, возможно, говорят об общей инфантильности (незрелости) детей, низкой степени готовности к обучению в школе. У них может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям.
- Основные тенденции формирования регулятивных УУД связаны с развитием волевой саморегуляции, работоспособности, управления своим поведением.
- Волевая саморегуляция сформирована у 8% первоклассников школ округа, частично сформирована – у 76% обучающихся 1-х классов, не сформирована – у 16% детей. 58% первоклассников имеют достаточную скорость выполнения задания и при этом 69% первоклассников способны точно его воспроизводить.
- Наибольшая степень формирования регулятивного компонента УУД отмечается в проявлении отношения к успеху и неудаче (61%), планировании действий (52%). Структурный анализ деятельности первоклассников позволил выделить слабость развития навыков, связанных с самоконтролем, самооценкой выполнения задания (11%) и самокоррекцией (13%).
- Причины успеха/неуспеха в учении дети видят: в преодолении собственных усилий (36%), в сложности выполнения конкретного задания (27%), в имеющихся способностях (19% уч.), в везении (11% уч.).
- Стартовая диагностика формирования личностных универсальных действий показала:
- Желают учиться 95% первоклассников. Внутренняя позиция школьника и высокий уровень мотивации учения сформированы у 47% первоклассников школ округа. Новая социальная позиция принята этими первоклассниками. Отрицательное отношение к школе и поступлению в школу отмечено у 5% первоклассников.
- Адекватно воспринимают особенности своего Я-образа, осознают свою ценность и принимают себя – 47% детей, осознают свою уникальность – 55% первоклассников. Заниженная самооценка отмечается у 30% учащихся школ округа. Симптомы – тревожность и неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности».
- У большинства первоклассников (68%) обнаруживаются тенденции к эгоцентрическому типу межличностных отношений.
- Уровень формирования коммуникативной компетентности у 88% первоклассников достаточен для их адаптации в классном коллективе. По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети учатся весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах.
- Испытывают потребность в общении с взрослыми и сверстниками, что является основным условием при обмене информации (74% уч.).
- Умеют слушать и понимать речь других (75% уч.).
- Продуктивно сотрудничают, работают в парах (86% уч.).
- Владеют определенными вербальными и невербальными средствами общения (67% уч.).
- Не сформированы коммуникативные УУД у 11% учащихся 1-ых классов, т.е наблюдаются наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений. Для этих обучающихся характерно снижение интеллектуального аспекта коммуникации как взаимодействие.
- По сравнению с 2013-2014 учебным годом наблюдается рост доли детей со сформированными познавательными УУД и социально-психологической адаптированностью при стабилизации мотивации к учению первоклассников.
- В 2014-2015 учебном году отмечается снижение доли детей со сформированными личностными и коммуникативными компонентами универсальных учебных действий к периоду обучения в школе при увеличении коммуникативно-речевых проблем эгоцентричных первоклассников с заниженной самооценкой.
Рекомендации
- Специалистам Ресурсного центра:
- Продолжить информационно-методическое, психологическое сопровождение внедрения ФГОС НОО.
- Оказывать консультативную помощь педагогам в овладении и использовании современных психолого-педагогических технологий деятельностного типа в формировании универсальных учебных действий.
- Администрации образовательных учреждений.
- Изучить полученные данные по округу, своему образовательному учреждению.
- Проанализировать работу учителей 1-го класса на заседаниях ШМО, УМО по использованию рабочих программ для оценки достижений метапредметных результатов (оценка универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями стандарта и оказать методическую помощь.
- Обеспечить реальное эффективное взаимодействие педагога-психолога (если имеется) с заместителем директора по УВР в решении общих приоритетных задач ОО.
- Учителям первых классов:
- Учителям начальных классов округа необходимо:
– изучать стартовые результаты психологического мониторинга формирования универсальных учебных действий;
– проанализировать возможности каждого из учебных предметов для формирования тех или иных УУД в соответствии с планируемыми результатами.
- В рамках ведущих дисциплин в соответствии с учебными целями и задачами на уроках у учащихся формировать познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, постановку и решение проблемы. Уделять больше внимания на уроках заданиям по развитию оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания. Использовать схемы, планы, условные обозначения, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
Попытки жёсткими мерами включить детей «группы риска» в систему школьной жизни могут привести к серьёзным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. С этими учениками полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме в рамках внеурочной деятельности.
- Формировать регулятивные универсальные учебные действия – планирование, контроль, коррекция. Обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия, самоконтролю. Помочь адекватно оценивать выполненную работу, исправлять свои ошибки.
- Необходима поддержка в развитии коммуникативных УУД, проведении групповых заданий на уроке. Развивать умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников, строить конструктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Приучать учеников в использовании уточняющих вопросов по материалу: кто? что? почему? зачем? откуда? и т.д.
- Формировать адекватную самооценку у учащихся младших классов, делая акцент на достижения ребенка, даже если он и не дает правильного итогового результата.
- Проводить уроки в деятельностном режиме, требующего от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:
- не делать за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
- поощрять его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
- использовать проблемные ситуации в образовательном процессе;
- проявлять заинтересованность в успехах учащихся;
- использовать различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;
- укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, стимулировать у детей желание учиться.
- конструктивно решать проблемные вопросы.
- Психологам образовательных организаций.
- Проанализировать полученные данные по своему образовательному учреждению.
- Выявлять и анализировать факторы, способствующие формированию УУД.
- Вести консультативно-просветительскую деятельность субъектов образования по формированию УУД.
- Осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела
ГБУЦПК «Похвистневский РЦ»