О результатах мониторинга формирования УУД обучающихся 4-х классов

Анализ психологического мониторинга  формирования универсальных учебных действий обучающихся 4-ых классов за 2014-2015 учебный год

 

В мониторинге приняли участие 118 обучающихся 1-ых классов пяти школ Северо-Восточного образовательного округа.

      Цель исследования: выявить наличие и характер формирования универсальных учебных действий как показателей гармонич­ного развития личности выпускников начальной школы.

     Задачи:

  1. Апробация пакета психодиагностического инструментария, рекомендованного Региональным социопсихологическим центром г. Самара.
  2. Изучение уровня формирования универсальных учебных действий УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
  3. Сравнительный анализ исследования формирования УУД обучающихся в образовательных организациях за два учебных года.  
  4. Составление рекомендаций по совершенствованию деятельности школ в области формирования универсальных учебных действий выпускников начальной школы.

В основу сравнительного анализа вошли результаты двух исследований формирования универсальных учебных действий  обучающихся пяти  образовательных учреждениях  округа за два учебных года (2013-2014 уч. г и 2014-2015 уч. г). Для сравнения взяли не все имеющиеся в исследовании статистические данные, а только лишь те, в которых можно проследить положительную или отрицательную динамику в формировании и развития УУД обучающихся 3-ых и 4-х классов. Общее количество обучающихся 3-их и 4-ых классов в процентном соотношении разных видов универсальных учебных действий  представлено в таблице 1.

Статистический анализ результатов формирования УУД

обучающихся 3-ых и 4-х классов в образовательных организациях

                                                                                                            Таблица 1

Показатели Доля  % уч. с высоким уровнем и уровнем в соответствии с возрастной нормой

за 2013-2014 уч. г

Доля % с высоким уровнем и уровнем в соответствии с возрастной нормой

за 2014-2015 уч. г

Динамика

в %

Познавательные логические действия 44 62  

+18%

Волевая саморегуляция 98 97 -1%
Мотивация учения 28 66 +38%
Заниженная самооценка 3 17 +14%
Гармоничная и продуктивная самооценка 44 22 -22%
Коммуникация как интеракция (процесс взаимодействия, взаимного влияния людей или групп друг на друга) 51 86 +35%
Коммуникация как кооперация (умение согласовывать усилия по достижению общей цели) 81 94 +13%

Важно отметить, что имеется разница в показателях двух исследований.

  1. Определена положительная динамика показателей УУД обучающихся 2014-2015 учебного года по сравнению с предыдущим 2013-2014 учебным годом:

– на 18%  возросла доля обучающихся 4-ых классов с формированными познавательными логическими   действиями (сравнение, анализ, синтез, выделение существенных признаков,  аналогии) (с 44% до 62%);

– на 38% увеличена доля обучающихся 4-ых классов с положительной мотивацией к учению (с 28% до 66%);

– на 35%  возросла  доля обучающихся 4-ых классов, активно взаимодействующих, взаимно влияющих друг на друга (с 51% до 86%);

– на 13%  увеличена доля обучающихся 4-ых классов, умеющих согласовывать усилия по достижению общей цели (с 81% до 94%).

  1. Выявленная отрицательная динамика показателей УУД по сравнению с предыдущим 2013-2014 учебным годом свидетельствует о недостатках формирования личностных и регулятивных компонентов универсальных учебных действий к периоду обучения в основной школе:

– на 1% уменьшена доля обучающихся с высоким и средним уровнем волевой саморегуляции (с 98% до 97%);

– на 14% возросла доля обучающихся с заниженной самооценкой  (с 3% до 17%);

– на 22% снижена доля обучающихся с гармоничной и продуктивной самооценкой  (с 44% до 22%);

  1. Сравнительный анализ позволяет констатировать следующее:

– наблюдается рост доли детей со сформированными познавательными и коммуникативными УУД при нарастании  положительной мотивации к учению выпускников начальной школы;

– отмечается снижение доли детей со сформированными личностными и регулятивными компонентами универсальных учебных действий к периоду обучения в основной школе, что характерно возрастно-психологическим особенностям развития младших подростков.

 

Общие выводы

  1. В целом уровень формирования познавательных компонентов УУД четвероклассников немного ниже среднестатистических показателей детей данного возраста. Преобладает число обучающихся с низкой интеллектуальной способностью, их 38%. Эти ученики составляют группу риска, с которой необходимо вести целенаправленную планомерную работу по развитию у них интеллектуального развития.

Отмечаются хорошие возможности в интеллектуальном развитии у 62% обучающихся 4-х классов образовательных организаций. У этих обучающихся сформированы такие логические действия как анализ и синтез объектов, сравнение и аналогия. Данная категория детей прогрессирует  в развитии мыслительных операций, достаточно готова к усвоению школьных знаний и требований в основной школе.

Наблюдается рост доли детей со сформированными познавательными УУД на 18% по сравнению с 2013-2014 учебным годом.

  1. Анализ функциональных свойств регулятивных УУД позволяет констатировать, что  у основной части четвероклассников (64%) волевая саморегуляция как регулятивный компонент сформирована частично. Выпускники начальной школы овладеют навыками самоконтроля и ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера. Наименьшее количество ошибок,  точность выполнения задания отмечается у 84% учеников. Скорость переработки информации тоже достаточно высока у 90% учащихся. Данные результаты функции контроля – показатель начального этапа успешного  формирования устойчивости внимания, связанного с развитием произ­вольности, способности к волевому усилию.

Волевая саморегуляция сформирована у 33% учащихся 4-их классов данной выборки, не сформирована – у 3% детей.

Выявлены школы, в которых большой процент учащихся показали низкую точность выполнения задания. Это может быть связано с низким уровнем концентрации внимания, недостаточным объемом внимания, плохой памятью. Эта группа учащихся требует совместной работы психолога и педагогов.

  1. Личностные УУД у четвероклассников формируются в соответствии с возрастной закономерностью. Для 42% младших подростков данной выборки свойственно конфликтное отношение к себе. 23% обучающихся имеют гармоничную и продуктивную самооценку, 17% – низкую самооценку.  Отметим, что в прошлом учебном году учащихся с высоким уровнем целеполагания было больше на 22%.

Познавательная активность к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке проявляют 78% учащихся 4-х классов. Школьные требования, трудности не являются для 70% учащихся травмирующими, что создает благоприятные условия для нормального функционирования, развития в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

25% обучающихся демонстрируют продуктивную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учению, резко отрицательное отношение к учению проявляют 7% учащихся.

Уровень нравственной самооценки находится на высоком и среднем уровне у 85% учащихся. Для этих четвероклассников характера ориентация на соблюдение нравственных норм, а также желание жить по правде, по совести, по справедливости. Требуют дополнительной воспитательной и психокоррекционной работы 15% подростков, имеющих низкий уровень нравственной мотивации.

  1. Анализируя результаты формирования коммуникативных УУД, отмечено, что большинство четвероклассников (86%) имеют высокий и средний уровень коммуникации как интеракции, т.е. активно взаимодействуют и влияют друг на друга. Отмечается спад эгоцентризма в межличностных отношениях (у 93% четвероклассников), дети понимают и принимают позиции своих собеседников. 85% учащихся 4-х классов ориентируются  на позицию других людей и 65% учащихся понимают возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Коммуникация как кооперация сформирована на высоком уровне у большинства четвероклассников (64%). 94% учащихся умеют договариваться, аргументировать своё мнение, продуктивно сотрудничать друг с другом.

При оценке эмоционального отношения к совместной деятельности наблюдалось позитивное настроение, большинство (более 75%) учащихся работали с удовольствием и интересом. Все четвероклассники готовы сохранять доброжелательные отношения друг с другом, позитивно настроены на работу. Случаев игнорирования друг друга не выявлено. 70% учащихся активно оказывают взаимную помощь по ходу рисования.

Однако имеются ряд трудностей в формировании компонентов коммуникативных УУД, а именно неумение взаимодействовать друг с другом в малых группах, ставить общие цели, определять способы совместного выполнения задания, учитывать позиции участников. 14% учащихся имеют низкий уровень в выстраивании взаимоотношений со сверстниками. Следовательно, этим детям сложно обосновывать своё мнение, при этом учитывать чужое мнение, потребности и интересы партнеров. 22% учащихся 4-х классов испытывают затруднения в  установке рабочих отношений.

 

Рекомендации

  1. Администрации образовательных организаций:
  2. Изучить результаты психологического мониторинга.
  3. Использовать полученные показатели с целью создания условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации.
  4. Обеспечить контроль за осуществление коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе и среднем звене.
  5. Наметить пути совершенствования деятельности педагогического коллектива (классных руководителей, учителей начальных классов, педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность) по формированию и развитию УУД в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  6. Обеспечить реальное эффективное взаимодействие заместителя директора по УВР с педагогами-психологами ОО и ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» в решении общих приоритетных задач.
  7. Педагогам образовательных учреждений:
  8. Внедрять в педагогическую практику современные образовательные технологии с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей и зоны ближайшего развития учащихся начальной и основной школы в рамках преемственности.
  9. Учитывать  и   применять  результаты психологического мониторинга при   проектировании  образовательного процесса (особенно при коррекционно-развивающем сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья).

     По развитию познавательных УУД:

  • С целью обеспечения в дальнейшем благоприятного развития личности учащихся, положительной динамики их интеллектуального развития необходимо на уроках выделять время на:

– развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой;

–  формирование способности самостоятельно понимать инструкцию к заданию;

– работу с информацией: пересказу, составлению плана, цитированию, используя разные источники;

– развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности;

–  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных – несущественных); выведение следствий, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

– общие способы действий в той или иной учебной ситуации, применение обобщенных способов действий.

  • Оказание различных видов помощи (стимулирующей, эмоционально-регулирующей, направляющей, организующей, обучающей) в преодолении затруднений учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; развитие проблемно ориентированного способа совладения с трудными ситуациями.
  • Применение метода проектной деятельности должно стать обязательной и необходимой технологией у педагогов для развития регулятивных и познавательных учебных действий.

По развитию регулятивных УУД:

  • Развитие у учащихся произвольного внимания и способности к волевому усилию.
  • Организация самопроверки учеников, обучая их как можно найти и исправить ошибку (дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки, связывая успех с собственными усилиями).
  • Использование таких форм занятий и заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, – при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
  • Постановка цели урока и работа с детьми в направлении цели – «чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока».

По развитию личностных УУД:

  • Сравнение индивидуальных достижений обучающегося должно производится с его предыдущими результатами, а не со среднестатистической нормой.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки у учащихся.
  • Выделение этапа на уроке для формирования рефлексии, адекватной самооценки   (ненавязчивость  работы с картой достижений).
  • Разнообразие способов выражения детских мыслей, уважения мнения других.
  • Ненавязчивая трансляция детям позитивных ценностей, позволяя им прожить их и  на собственном примере.

По развитию коммуникативных УУД:

  • Организация совместной деятельности учащихся на уроке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения задания, учитывать позиции участников и др.
  • Использование разнообразные дискуссии.
  • Активное включение каждого учащегося в учебный процесс, поощрение учебного сотрудничества между учениками, учениками и учителем.
  • Проведение дополнительных занятий, формирующих умение слушать собеседника, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  • Педагогу-психологу ОО,  РЦ:
  1. Осуществление по результатам мониторинга аналитической, консультативной и просветительской работы с субъектами образовательного процесса в ОО:

– провести индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей по результатам диагностики;

– организовать просветительскую работу, направленную на психологизацию образовательного процесса, повышение уровня мотивации  у всех субъектов образовательного процесса на совместную деятельность;

–  оказывать консультативную помощь педагогам образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий, по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, организации здоровьесберегающей деятельности в школе.

 

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела РЦ    

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.