Анализ психологического мониторинга формирования универсальных учебных действий обучающихся 4-ых классов за 2014-2015 учебный год
В мониторинге приняли участие 118 обучающихся 1-ых классов пяти школ Северо-Восточного образовательного округа.
Цель исследования: выявить наличие и характер формирования универсальных учебных действий как показателей гармоничного развития личности выпускников начальной школы.
Задачи:
- Апробация пакета психодиагностического инструментария, рекомендованного Региональным социопсихологическим центром г. Самара.
- Изучение уровня формирования универсальных учебных действий УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
- Сравнительный анализ исследования формирования УУД обучающихся в образовательных организациях за два учебных года.
- Составление рекомендаций по совершенствованию деятельности школ в области формирования универсальных учебных действий выпускников начальной школы.
В основу сравнительного анализа вошли результаты двух исследований формирования универсальных учебных действий обучающихся пяти образовательных учреждениях округа за два учебных года (2013-2014 уч. г и 2014-2015 уч. г). Для сравнения взяли не все имеющиеся в исследовании статистические данные, а только лишь те, в которых можно проследить положительную или отрицательную динамику в формировании и развития УУД обучающихся 3-ых и 4-х классов. Общее количество обучающихся 3-их и 4-ых классов в процентном соотношении разных видов универсальных учебных действий представлено в таблице 1.
Статистический анализ результатов формирования УУД
обучающихся 3-ых и 4-х классов в образовательных организациях
Таблица 1
Показатели | Доля % уч. с высоким уровнем и уровнем в соответствии с возрастной нормой
за 2013-2014 уч. г |
Доля % с высоким уровнем и уровнем в соответствии с возрастной нормой
за 2014-2015 уч. г |
Динамика
в % |
Познавательные логические действия | 44 | 62 |
+18% |
Волевая саморегуляция | 98 | 97 | -1% |
Мотивация учения | 28 | 66 | +38% |
Заниженная самооценка | 3 | 17 | +14% |
Гармоничная и продуктивная самооценка | 44 | 22 | -22% |
Коммуникация как интеракция (процесс взаимодействия, взаимного влияния людей или групп друг на друга) | 51 | 86 | +35% |
Коммуникация как кооперация (умение согласовывать усилия по достижению общей цели) | 81 | 94 | +13% |
Важно отметить, что имеется разница в показателях двух исследований.
- Определена положительная динамика показателей УУД обучающихся 2014-2015 учебного года по сравнению с предыдущим 2013-2014 учебным годом:
– на 18% возросла доля обучающихся 4-ых классов с формированными познавательными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, выделение существенных признаков, аналогии) (с 44% до 62%);
– на 38% увеличена доля обучающихся 4-ых классов с положительной мотивацией к учению (с 28% до 66%);
– на 35% возросла доля обучающихся 4-ых классов, активно взаимодействующих, взаимно влияющих друг на друга (с 51% до 86%);
– на 13% увеличена доля обучающихся 4-ых классов, умеющих согласовывать усилия по достижению общей цели (с 81% до 94%).
- Выявленная отрицательная динамика показателей УУД по сравнению с предыдущим 2013-2014 учебным годом свидетельствует о недостатках формирования личностных и регулятивных компонентов универсальных учебных действий к периоду обучения в основной школе:
– на 1% уменьшена доля обучающихся с высоким и средним уровнем волевой саморегуляции (с 98% до 97%);
– на 14% возросла доля обучающихся с заниженной самооценкой (с 3% до 17%);
– на 22% снижена доля обучающихся с гармоничной и продуктивной самооценкой (с 44% до 22%);
- Сравнительный анализ позволяет констатировать следующее:
– наблюдается рост доли детей со сформированными познавательными и коммуникативными УУД при нарастании положительной мотивации к учению выпускников начальной школы;
– отмечается снижение доли детей со сформированными личностными и регулятивными компонентами универсальных учебных действий к периоду обучения в основной школе, что характерно возрастно-психологическим особенностям развития младших подростков.
Общие выводы
- В целом уровень формирования познавательных компонентов УУД четвероклассников немного ниже среднестатистических показателей детей данного возраста. Преобладает число обучающихся с низкой интеллектуальной способностью, их 38%. Эти ученики составляют группу риска, с которой необходимо вести целенаправленную планомерную работу по развитию у них интеллектуального развития.
Отмечаются хорошие возможности в интеллектуальном развитии у 62% обучающихся 4-х классов образовательных организаций. У этих обучающихся сформированы такие логические действия как анализ и синтез объектов, сравнение и аналогия. Данная категория детей прогрессирует в развитии мыслительных операций, достаточно готова к усвоению школьных знаний и требований в основной школе.
Наблюдается рост доли детей со сформированными познавательными УУД на 18% по сравнению с 2013-2014 учебным годом.
- Анализ функциональных свойств регулятивных УУД позволяет констатировать, что у основной части четвероклассников (64%) волевая саморегуляция как регулятивный компонент сформирована частично. Выпускники начальной школы овладеют навыками самоконтроля и ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера. Наименьшее количество ошибок, точность выполнения задания отмечается у 84% учеников. Скорость переработки информации тоже достаточно высока у 90% учащихся. Данные результаты функции контроля – показатель начального этапа успешного формирования устойчивости внимания, связанного с развитием произвольности, способности к волевому усилию.
Волевая саморегуляция сформирована у 33% учащихся 4-их классов данной выборки, не сформирована – у 3% детей.
Выявлены школы, в которых большой процент учащихся показали низкую точность выполнения задания. Это может быть связано с низким уровнем концентрации внимания, недостаточным объемом внимания, плохой памятью. Эта группа учащихся требует совместной работы психолога и педагогов.
- Личностные УУД у четвероклассников формируются в соответствии с возрастной закономерностью. Для 42% младших подростков данной выборки свойственно конфликтное отношение к себе. 23% обучающихся имеют гармоничную и продуктивную самооценку, 17% – низкую самооценку. Отметим, что в прошлом учебном году учащихся с высоким уровнем целеполагания было больше на 22%.
Познавательная активность к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке проявляют 78% учащихся 4-х классов. Школьные требования, трудности не являются для 70% учащихся травмирующими, что создает благоприятные условия для нормального функционирования, развития в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.
25% обучающихся демонстрируют продуктивную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учению, резко отрицательное отношение к учению проявляют 7% учащихся.
Уровень нравственной самооценки находится на высоком и среднем уровне у 85% учащихся. Для этих четвероклассников характера ориентация на соблюдение нравственных норм, а также желание жить по правде, по совести, по справедливости. Требуют дополнительной воспитательной и психокоррекционной работы 15% подростков, имеющих низкий уровень нравственной мотивации.
- Анализируя результаты формирования коммуникативных УУД, отмечено, что большинство четвероклассников (86%) имеют высокий и средний уровень коммуникации как интеракции, т.е. активно взаимодействуют и влияют друг на друга. Отмечается спад эгоцентризма в межличностных отношениях (у 93% четвероклассников), дети понимают и принимают позиции своих собеседников. 85% учащихся 4-х классов ориентируются на позицию других людей и 65% учащихся понимают возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Коммуникация как кооперация сформирована на высоком уровне у большинства четвероклассников (64%). 94% учащихся умеют договариваться, аргументировать своё мнение, продуктивно сотрудничать друг с другом.
При оценке эмоционального отношения к совместной деятельности наблюдалось позитивное настроение, большинство (более 75%) учащихся работали с удовольствием и интересом. Все четвероклассники готовы сохранять доброжелательные отношения друг с другом, позитивно настроены на работу. Случаев игнорирования друг друга не выявлено. 70% учащихся активно оказывают взаимную помощь по ходу рисования.
Однако имеются ряд трудностей в формировании компонентов коммуникативных УУД, а именно неумение взаимодействовать друг с другом в малых группах, ставить общие цели, определять способы совместного выполнения задания, учитывать позиции участников. 14% учащихся имеют низкий уровень в выстраивании взаимоотношений со сверстниками. Следовательно, этим детям сложно обосновывать своё мнение, при этом учитывать чужое мнение, потребности и интересы партнеров. 22% учащихся 4-х классов испытывают затруднения в установке рабочих отношений.
Рекомендации
- Администрации образовательных организаций:
- Изучить результаты психологического мониторинга.
- Использовать полученные показатели с целью создания условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации.
- Обеспечить контроль за осуществление коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе и среднем звене.
- Наметить пути совершенствования деятельности педагогического коллектива (классных руководителей, учителей начальных классов, педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность) по формированию и развитию УУД в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Обеспечить реальное эффективное взаимодействие заместителя директора по УВР с педагогами-психологами ОО и ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» в решении общих приоритетных задач.
- Педагогам образовательных учреждений:
- Внедрять в педагогическую практику современные образовательные технологии с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей и зоны ближайшего развития учащихся начальной и основной школы в рамках преемственности.
- Учитывать и применять результаты психологического мониторинга при проектировании образовательного процесса (особенно при коррекционно-развивающем сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья).
По развитию познавательных УУД:
- С целью обеспечения в дальнейшем благоприятного развития личности учащихся, положительной динамики их интеллектуального развития необходимо на уроках выделять время на:
– развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой;
– формирование способности самостоятельно понимать инструкцию к заданию;
– работу с информацией: пересказу, составлению плана, цитированию, используя разные источники;
– развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности;
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных – несущественных); выведение следствий, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
– общие способы действий в той или иной учебной ситуации, применение обобщенных способов действий.
- Оказание различных видов помощи (стимулирующей, эмоционально-регулирующей, направляющей, организующей, обучающей) в преодолении затруднений учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; развитие проблемно ориентированного способа совладения с трудными ситуациями.
- Применение метода проектной деятельности должно стать обязательной и необходимой технологией у педагогов для развития регулятивных и познавательных учебных действий.
По развитию регулятивных УУД:
- Развитие у учащихся произвольного внимания и способности к волевому усилию.
- Организация самопроверки учеников, обучая их как можно найти и исправить ошибку (дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки, связывая успех с собственными усилиями).
- Использование таких форм занятий и заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, – при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
- Постановка цели урока и работа с детьми в направлении цели – «чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока».
По развитию личностных УУД:
- Сравнение индивидуальных достижений обучающегося должно производится с его предыдущими результатами, а не со среднестатистической нормой.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки у учащихся.
- Выделение этапа на уроке для формирования рефлексии, адекватной самооценки (ненавязчивость работы с картой достижений).
- Разнообразие способов выражения детских мыслей, уважения мнения других.
- Ненавязчивая трансляция детям позитивных ценностей, позволяя им прожить их и на собственном примере.
По развитию коммуникативных УУД:
- Организация совместной деятельности учащихся на уроке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения задания, учитывать позиции участников и др.
- Использование разнообразные дискуссии.
- Активное включение каждого учащегося в учебный процесс, поощрение учебного сотрудничества между учениками, учениками и учителем.
- Проведение дополнительных занятий, формирующих умение слушать собеседника, согласовывать усилия по достижению общей цели.
- Педагогу-психологу ОО, РЦ:
- Осуществление по результатам мониторинга аналитической, консультативной и просветительской работы с субъектами образовательного процесса в ОО:
– провести индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей по результатам диагностики;
– организовать просветительскую работу, направленную на психологизацию образовательного процесса, повышение уровня мотивации у всех субъектов образовательного процесса на совместную деятельность;
– оказывать консультативную помощь педагогам образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий, по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, организации здоровьесберегающей деятельности в школе.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела РЦ