16 февраля 2018 г. в Ресурсном центр прошел окружной методический семинар «Коррекция неуспеваемости учащихся с задержкой психического развития начальных классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования». Семинар был проведен в рамках методического сопровождения реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В работе семинара приняли участие 18 учителей начальных классов г. Похвистнево, м.р. Похвистневский.
Цель проведения семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в части организации и содержания коррекционно-развивающей работы учителя по предупреждению и устранению неуспеваемости учащихся с ОВЗ начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
Семинар посвящен проблеме организации и содержании коррекционно-развивающей работы учителя по предупреждению и устранению учащихся с задержкой психического развития начальной школы в образовательных организациях округа. Суть проблемы обусловлена следующим:
– неготовностью самого ребенка с ЗПР к школьным требованиям, что чаще всего отмечается несформированностью адаптивных умений;
– увеличением численности детей со статусом ОВЗ, то есть практически все дети обозначенной группы обучаются в массовых классах инклюзивно и зачастую не справляются с программой, поскольку им показано обучение по АООП с созданием специальных образовательных условий (при наличии психолого-педагогического сопровождения);
– недостаточностью или отсутствием должного психолого-педагогического сопровождения, что позволило бы снизить риски школьной неуспешности детей с ЗПР, поскольку штатное расписание большинство школ не предусматривает ставок психологов, логопедов, дефектологов;
– недостаточной подготовкой учителей инклюзивных классов к работе с детьми с ЗПР.
Семинар проводила Забелина начальник социопсихологического отдела Ресурсного центра. Слушатели обсуждали вопросы:
– причины неуспеваемости обучающихся с ЗПР в начальной школе;
– организация и содержание коррекционно-развивающей работы учителя по предупреждению и устранению неуспеваемости учащихся с ЗПР в условиях инклюзивного образования;
– средства предупреждения и устранения трудностей учащихся с ЗПР в овладении математикой, чтением и письма.
Учителя начальных классов опорных образовательных школ по реализации ФГОС ОВЗ (ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево, ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак) представили опыт работы по преодолению у детей с ОВЗ трудностей чтения, нарушения письма, в овладении математикой. Учителя продемонстрировали методику изучения словарных слов, составления рассказа, изучения правил, коррекционные упражнения по математике. Задача учителей – найти правильный, индивидуальный подход к каждому ребенку, имеющему те или иные отклонения. Были отмечены основные направления коррекционной работы:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушения речи, развитие речи, владение техникой речи;
- развитие представлений об окружающем мире и обогащении словаря;
- коррекция индивидуальных проблем в знаниях.
Педагог-психолог ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай рассказала о приемах коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР (по методике Никишиной В.Б.): мимические и пантомимические игры и упражнения, игры на выражение отдельных черт характера, психомышечная тренировка, организация театрализованной деятельности
Эффективность предлагаемых коррекционно-педагогических приемов возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения.
Педагоги отметили, что современный урок должен сделать учение мотивированным, а точнее, личностно значимым, научить школьников с ОВЗ самостоятельно ставить перед собой цель, находить средства ее достижения.
Участники семинара оставили положительные отзывы, отметив практическую ценность мероприятия, и проявили желание в дальнейшем участвовать в семинарах по данной проблеме.
Обозначены актуальные вопросы по проблеме коррекции неуспеваемости учащихся с задержкой психического развития:
- развитие речи, коррекция нарушений письменной речи при отсутствии логопеда в школе;
- организация работы с родителями, в семье которых воспитывается ребенок с ОВЗ;
- недостаточное методическое обеспечение образовательного процесса (недостаток разработанных пособий, программ внеурочной деятельности с учетом коррекционного блока) в школе.
Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела