О пролонгации сроков получения дошкольного образования: разъяснение родителям (законным представителям)

В последнее время участились вопросы о пролонгации сроков получения дошкольного образования. Обращаются на ПМПК родители (законные представители) детей, посещающих дошкольные образовательные организации, которые желают  продление пребывания в детском саду после достижения ребенком 7-ми лет. По данным вопросам были изложены разъяснения ГКУ Самарской области «Центр диагностики и консультирования» и ГБУ ДПО Самарской области «Центр специального образования» с учетом обновленных нормативно-правовых документов, регламентирующих обоснование решения проблемных вопросов.

        В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

        Согласно пункта 6 Порядка организации и осуществления ДО образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования, согласно пункта 7 Порядка организации и осуществления ДО устанавливаются ФГОС ДО. В соответствии с пунктом 2.7. раздела II ФГОС ДО к детям дошкольного возраста относятся дети в возрасте 3 года – 8 лет.

         Обязательные требования к дошкольному образованию содержит ФГОС ДО, которым установлено, что специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения программы дошкольного образования (в том числе АОП ДО ОВЗ) представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка, в том числе с ОВЗ, к концу дошкольного образования. Однако, целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. Потому как степень реального развития, обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять, к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных обучающихся в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Таким образом, не достижение ребенком (в том числе ребенком с ОВЗ) целевого ориентира (целевых ориентиров), не может являться препятствием для перехода на следующий уровень образования.

         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФГОС НОО ОВЗ) устанавливает:

– сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ (АООП НОО ОВЗ) от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей;

– АООП НОО ОВЗ реализуется на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

  • АООП НОО ОВЗ предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения начального общего образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей (законных представителей).

Вопросы получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) регулируются Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФГОС УО (ИН)), на основании которого разрабатывается АООП с учетом особенностей различных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Таким образом, в случае если у ребенка имеются ограниченные возможности здоровья, а, следовательно, потребности в специальных условиях получения образования, федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают различные варианты адаптированных программ, которые позволяют не нарушать непрерывность коррекционной психолого-педагогической помощи обучающемуся с ОВЗ при переходе на уровень начального общего образования.

Заключение ПМПК выдается на уровень получения образования, если иные сроки действия заключения не определены в рекомендациях ПМПК (диагностический срок обучения, трудности усвоения рекомендованной программы обучения и др.). Следовательно, для детей дошкольного             возраста повторное  обследование на ПМПК необходимо при переходе на следующий уровень образования, т.е. перед началом обучения на уровне начального общего образования. Специалисты ПМПК при обследовании на этом этапе делают вывод о наличии либо отсутствии у ребенка ограниченных возможностей здоровья, а также о варианте АООП и о нуждаемости в специальных условиях обучения, с учетом в том числе оценки степени компенсации имеющихся нарушений, комплексной оценки уровня готовности к школьному обучению.

Заключение и рекомендации ПМПК носят для родителей (законных представителей) рекомендательный характер и могут быть не использованы ими для предъявления в образовательную и/или иные организации.

        Законодательно понятие «отсрочка от обучения» не закреплено. Как и не закреплены основания для продления срока получения дошкольного образования.

        Таким образом, можно сделать вывод, что окончательное решение о необходимости продления пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации принимает его родитель (законный представитель) и обращается с соответствующим заявлением к руководителю ДОО.

Алгоритм пролонгации сроков получения  дошкольного образования

Шаг 1:  решение ППк о пролонгации дошкольной образовательной программы и ознакомление родителей с коллегиальным заключением.

Шаг 2: в случае согласия родитель обращается в медицинскую организацию для подтверждения пролонгации дошкольного обучения.

Шаг 3: заявление родителя в ДОУ.

На основании всего вышеизложенного, можно полагать, что продление пребывания в дошкольной образовательной организации после достижения ребенком 7 лет возможно по заявлению родителя (законного представителя) и разрешению учредителя дошкольной образовательной организации при наличии медицинских показаний и свободных мест. Заключение ПМПК при этом не является основанием ни для продления договора о дошкольном образовании, ни для отчисления ребенка из дошкольной образовательной организации.

            И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела педагог-психолог

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.