Статус учебного предмета «Православная культура» в российской педагоге был оформлен в 2002 году письмом министра образования РФ. Письмо носило ознакомительный и рекомендательный характер . Были указаны цели изучения православной культуры в сферах личностной самореализации учащихся, их интеграции в культурное пространство России, социализации и подготовки к профессиональной деятельности в современном обществе. Было отмечено, что приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры необходимо для личностной самоиндентификации и формирования мировоззрения личности, содействует пониманию жизни человека и общества, создаёт необходимые условия для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.
В настоящее время изучение православной культуры в системе общего образования реализуется по 2-м основным направлениям – в форме модуля « Основы православной культуры» и в рамках комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», а также в форме учебных предметов культурологической и духовно-нравственной направленности, представленных на уровне региональных образовательных систем и программ.
Независимо от формы преподавания этого предмета, параметры его введения в содержание школьного образования обладают рядом общих характеристик. Следует, во-первых, назвать уникальность и несводимость к другим областям знаний той информации , которая представлена в содержании предмета «Православная культура». Эта область знаний содержит собственные оригинальные понятия, характеризуемые особой терминологией, конкретные факты и опыт человеческой деятельности, иллюстрирующий специфику познания и смыслы взаимодействия с той реальностью, которая представлена в данной области знания.
Во-вторых, цели преподавания «Православной культуры» соответствуют целям всей системы образования. Тогда:
Какие стороны современного образования должны обеспечить предмет « Православная культура»?
Как предмет может работать на цели общего образования?
Какие теоретические и фактические знания, интеллектуальные и практические умения должны получить в процессе изучения предмета учащиеся в соответствии с целями и содержанием общего образования?
На поставленные вопросы отвечает методика преподавания данного предмета, основанная на общих принципах дидактики и частных дидактических принципах преподавания конкретного предмета.
В связи с тем , что методика преподавания данного предмета находится в стадии становления, существует потребность в определении контуров предстоящей в этом направлении работы.
Содержание современного образования согласно ФГОС направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Изучение религиозной культуры призвано помочь учащимся усвоить знания о конкретной духовной традиции, имея возможность соотнести её ценности с собственным опытом, что будет способствовать духовно-нравственному развитию учащихся . Как и при каких условиях этот будет происходить? Ответ на этот вопрос содержится в образовательных стандартах второго поколения.
Заложенный в стандарте системно-деятельностный подход предполагает :
-на начальной ступени – «переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования , определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся»;
– на основной ступени образования- « проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно –познавательную деятельность; построение образовательного пространства с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». Таким образом, совокупность имеющихся знаний о православной культуре предстоит научно-методическим образом проецировать на достижение целей общего образования.
Каким может быть учебный материал для преподавания данного предмета?
Учебный материал – это особо структурированная информация, которая используется в учебном процессе, раскрывает, воплощает и иллюстрирует содержание учебного предмета, а также содержит способы его усвоения и воспроизведения.
Учебные материалы: учебник, пособие, рабочая тетрадь , другие материалы, которые иллюстрируют и объясняют вопросы, возникающие у учащихся, и помогают решать проблемы, которые их волнуют. Особенно важно привлечение такого актуального материала в качестве учебного в практике преподавания православной культуры. Можно использовать информационные материалы, полученные из свободных источников – Интернет, популярная и художественная литература и т.д.
Эти материалы могут быть названы учебными ,если они способствуют соотнесению изучаемых понятий и фактов с организуемыми видами деятельности по их усвоению.
Учителю вместе с учащимися предстоит открывать пространство и смыслы православной культуры. Здесь очень важен педагогический профессионализм ,который должен быть сфокусирован в области грамотного подбора и использования учебного материала.
Информация подготовлена на материале статьи Скляровой Т.В., ж-л «Народное образование», 2015 год, №9.
Начальник ИМО Берлогина О.В.