О преподавании предмета «Православная культура» (в помощь учителям)

Статус  учебного предмета  «Православная культура»  в российской   педагоге был оформлен  в 2002 году письмом министра образования РФ.  Письмо носило    ознакомительный и  рекомендательный характер . Были указаны  цели   изучения  православной культуры  в сферах  личностной  самореализации учащихся, их интеграции в культурное пространство  России, социализации и подготовки к профессиональной  деятельности в современном обществе.  Было отмечено, что приобретение знаний о религии как   мировоззренческой  сфере  культуры  необходимо для  личностной   самоиндентификации  и  формирования  мировоззрения личности, содействует     пониманию  жизни человека и  общества, создаёт необходимые условия для выработки молодым человеком собственной  жизненной позиции.

В настоящее время изучение православной культуры в системе общего образования реализуется  по 2-м основным направлениям –  в  форме   модуля  « Основы православной   культуры» и  в рамках  комплексного учебного предмета  «Основы религиозных культур и светской этики», а  также в   форме  учебных   предметов   культурологической   и духовно-нравственной направленности,  представленных  на уровне  региональных образовательных систем и программ.

Независимо от  формы преподавания  этого предмета, параметры  его введения в содержание   школьного образования обладают  рядом общих характеристик.   Следует, во-первых, назвать   уникальность и  несводимость к другим  областям  знаний  той информации , которая   представлена  в содержании   предмета  «Православная  культура».  Эта  область знаний  содержит  собственные  оригинальные  понятия, характеризуемые  особой  терминологией, конкретные  факты и опыт  человеческой  деятельности, иллюстрирующий  специфику  познания и смыслы взаимодействия  с той реальностью, которая   представлена  в данной  области  знания.

Во-вторых, цели преподавания  «Православной  культуры» соответствуют  целям  всей системы образования. Тогда:

Какие  стороны современного образования  должны   обеспечить предмет « Православная   культура»?

Как предмет  может работать на цели  общего образования?

Какие   теоретические и  фактические  знания, интеллектуальные  и практические  умения  должны  получить в процессе  изучения предмета  учащиеся  в  соответствии с  целями и содержанием  общего образования?

На   поставленные   вопросы  отвечает   методика  преподавания  данного предмета, основанная на общих  принципах дидактики  и частных дидактических принципах  преподавания  конкретного предмета.

В связи с тем , что  методика  преподавания  данного  предмета находится в стадии становления,   существует потребность  в определении контуров  предстоящей в этом направлении  работы.

Содержание современного образования   согласно ФГОС   направлено  на духовно-нравственное развитие и воспитание  учащихся. Изучение религиозной культуры  призвано помочь учащимся    усвоить знания о конкретной духовной  традиции, имея  возможность соотнести её  ценности с собственным опытом, что будет  способствовать  духовно-нравственному развитию  учащихся . Как и при  каких условиях этот будет происходить?  Ответ на этот  вопрос  содержится    в образовательных стандартах  второго поколения.

Заложенный в стандарте   системно-деятельностный подход предполагает :

-на  начальной  ступени –  «переход  к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования , определяющих пути и способы достижения социально  желаемого  уровня личностного  и познавательного развития  обучающихся»;

– на основной ступени образования- « проектирование и конструирование социальной среды развития  обучающихся в системе образования; активную  учебно –познавательную деятельность; построение образовательного пространства с учётом   индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей  обучающихся».  Таким образом, совокупность  имеющихся  знаний о православной  культуре предстоит  научно-методическим образом  проецировать  на достижение целей   общего образования.

Каким может быть учебный  материал   для преподавания  данного предмета?

Учебный материал  –   это  особо  структурированная  информация, которая используется в учебном  процессе, раскрывает, воплощает и иллюстрирует содержание учебного предмета, а также  содержит  способы его усвоения и воспроизведения.

Учебные  материалы:  учебник,  пособие,  рабочая тетрадь , другие материалы,  которые  иллюстрируют и объясняют вопросы, возникающие  у учащихся, и помогают  решать  проблемы,  которые их волнуют.  Особенно  важно  привлечение   такого   актуального  материала  в качестве  учебного  в практике   преподавания   православной культуры. Можно использовать    информационные материалы, полученные из свободных источников – Интернет, популярная и художественная литература и т.д.

Эти  материалы могут  быть названы учебными ,если  они способствуют  соотнесению изучаемых понятий  и фактов  с организуемыми видами деятельности по их усвоению.

Учителю вместе с учащимися  предстоит открывать пространство и смыслы православной культуры. Здесь очень важен  педагогический профессионализм  ,который должен быть сфокусирован в области  грамотного подбора и использования учебного материала.

Информация  подготовлена  на материале  статьи   Скляровой Т.В., ж-л «Народное образование», 2015 год,  №9.

Начальник ИМО   Берлогина О.В.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.