12 апреля 2016 г. в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» для учителей начальных классов г. Похвистнево, м.р. Похвистневский, м.р. Исаклинский прошел научно-практический семинар «Таксономия учебных задач Д. Толлингеровой как технология составления индивидуального образовательного маршрута младшего школьника с задержкой психического развития» (из цикла семинаров по теме «Технологии дифференциации и индивидуализации обучения младших школьников с задержкой психического развития в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ»).
Цель проведения: формирование профессиональных компетенций учителей начальных классов в использовании образовательных технологий обучения и развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи семинара:
- Повышение психологической компетентности учителей начальных классов по вопросам индивидуализации обучения младших школьников с задержкой психического развития.
- Выработка навыков проектирования урока с учетом таксономии учебных задач Д. Толлингеровой на предметном материале начальной школы.
- Постановка коррекционных задач обучения детей с ЗПР в начальной школе с учетом технологии Д. Толлингеровой.
Семинар проводила О.К. Сечкина, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр».
В работе семинара приняли участие 32 учителя начальных классов (постоянных участников группы слушателей).
Семинар проведен в форме практико-интерактивного обучения с просмотром видеопанорамы урока Репкиной Светланы Геннадьевны, учителя начальных классов ГБОУ СОШ им. Н.Т. Кукушкина с. Савруха.
Теоретическая часть была подкреплена обсуждением вопросов педагогического проектирования и ожидаемых результатов освоения основной образовательной программы с учетом таксономии учебных задач Д. Толлингеровой. Сечкина О.К. сделала акцент на этапы, типы, средства психолого-педагогического проектирования урока. Участники семинара рассмотрели, какие именно результаты (личностные, метапредметные, предметные) будут получены от использования технологии Д. Толлингеровой с учетом общих требований ФГОС ОВЗ и специфики изучаемых предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира). Научились определять дидактическая ценность заданного комплекта учебных задач, решаемых на уроке.
В практической части семинара педагоги учились:
– определять сложность познавательных действий на конкретных задачах;
– составлять цели и этапы урока с учетом индивидуализации обучения младших школьников с задержкой психического развития;
– вычислять индекс вариабельности и дидактическую ценность урока.
Участникам семинара был дан материал по развитию эмоционально-волевой сферы младшего школьника с задержкой психического развития.
Педагоги высказывали положительные отзывы о полезности теоретической информации и практических заданий, упражнений, которые позволили сконцентрироваться на многих проблемных аспектах проектирования урока с позиции таксономии Д. Толлингеровой. В анкете обратной связи педагоги отметили, что полученные на семинаре знания и умения, будут применимы в дальнейшей профессиональной деятельности, а именно в планировании и самоанализе урока с учетом таксономии учебных задач Д. Толлингеровой.
Ярким моментом семинара стал просмотр видеопанорамы урока Репкиной Светланы Геннадьевны, учителя начальных классов ГБОУ СОШ им. Н.Т. Кукушкина с. Савруха. Данный урок математики в 3-ем классе позволил рассмотреть учебные (коррекционные) задачи с учетом дидактической ценности урока.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отделения.