Методика работы над сочинением в формате ОГЭ

Государственная итоговая аттестация в 9 классе включает написание экзаменуемыми сочинения. И,  по мнению выпускников, данный вид работы является для них одним из трудных.  Тип сочинения в формате ОГЭ – рассуждение, которое  имеет целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента.

Работа над изучением типа текста рассуждение начинается с 5 класса и продолжается вплоть до ЕГЭ. Данный экзамен подводит итоги изучения этого типа речи при написании сочинения-рассуждения на одну из предложенных в контрольно-измерительных материалах тем. Сочинение-рассуждение в рамках ОГЭ по русскому языку призвано проверить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков у выпускника основной школы.

В 5 классе сведения о строении сочинения-рассуждения могут быть сформулированы следующим образом: в любом рассуждении имеются три части. В первой части содержится тезис – утверждение, которое нужно доказать. Во второй части обязательно дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. Дети быстро запоминают структуру по схеме: тезис (почему?) – аргументы (потому что) – вывод (то, что из этого следует).

В 6 классе следует привлекать учащихся к элементам рассуждения в научном стиле.

 В 7 классе учитель выстраивает работу над рассуждением публицистического стиля.

 

В 8 классе, продолжая целенаправленную работу над сочинением- рассуждением, знакомим учащихся с законами логики при построении устного и письменного рассуждения. Начиная с 8 класса, необходимо формировать у школьников умения давать общую оценку прочитанным художественным произведениям. Учащиеся должны научиться оценивать их содержание и форму, размышлять по поводу проблем, затронутых в прочитанном произведении. На уроках развития речи целесообразно познакомить с образцами эссе, отзывов, рецензий, обращая внимание на общие черты и различия текстов данных жанров.

Работа по подготовке к выполнению третьей части ОГЭ – сочинению- рассуждению должна помочь учащимся систематизировать все имеющиеся знания по рассуждению, а также повторить стилевые типы рассуждения.

И, наконец, работа над сочинением-рассуждением в 9 классе. Сочинение  на ОГЭ предполагает написание сочинения – рассуждения на одну из трех предложенных тем в объеме не менее 70 слов:  9.1. – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с двумя обязательными примерами из данного в КИМ текста; – 9. 2. – сочинение- рассуждение на основе предложенного в КИМ текста с двумя обязательными примерами из предложенного в КИМ текста; – 9.3. – сочинение – рассуждение на нравственную тему (например, «Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? с двумя обязательными примерами: одним из предложенного в КИМ текста, другим – из жизненного опыта.

Работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения необходимо начать, в первую очередь, с ознакомления учащихся с критериями, по которым будут оцениваться их работы.

Очень важно научить учащихся понимать смысл данной для рассуждения темы.  Учащиеся должны выделить ключевой момент или посыл в выбранной ими теме.

На следующем этапе учителю необходимо выработать у учащихся умение выражать свое отношение к содержанию высказывания, проблеме, поставленной в тексте, или цитате текста, формулировать свою позицию, строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным.

Сочинение в формате ОГЭ удобно тем, что можно выработать определённый алгоритм работы над  каждым  видом сочинения.

В рамках работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения можно предлагать учащимся следующие типы заданий.

1) Продолжите текст по вступлению или напишите сочинение-рассуждение по данному началу: «Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?» или «Все профессии нужны, все профессии важны. А какую профессию выбираю я и почему?».

2) Выразите своё отношение к поставленной проблеме: – что такое свобода? (дружба, любовь и т. п.); – проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов.

3) Анализ образцов сочинений является наглядным примером.

4) Написание отдельных частей сочинения. Можно предложить здесь ребятам поработать в группах, парах.

5) Взаиморецензирование, оценивание по критериям работ одноклассников.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

В 9 классе знакомимся со структурой сочинений в формате ОГЭ. И сразу возникает много вопросов: А как начать? Как найти аргументы? Чтобы облегчить ребятам знакомство с такими видами сочинения, вначале рассматриваются готовые сочинения. На следующем этапе работа с шаблонами.

Очень много речевых клише предлагает Интернет.

Интересно ребятам работать в группах, в парах.

Конечно, у каждого учителя сложилась своя методика. Главное, чтобы ребята уверенно чувствовали себя на экзамене и был результат. Всем желаю удачной работы.

Краснов А.А., методист

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.