Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности образовательных организаций по решению проблем безнадзорности и правонарушений.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый и рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Дмитрий Анатольевич Медведев поставил задачу повышать степень профилактики правонарушений в стране, в том числе среди несовершеннолетних, обеспечивать социальную адаптацию граждан из категории «повышенного риска».
Необходимо знать причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).
В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенции учреждений общего образования входят:
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
- Выявление несовершеннолетних, находящихся в опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.
- Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
- Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов.
- Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
- Межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Организация контроля за осуществлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вышеизложенные подходы к систематизации деятельности по данному вопросу позволят в значительной мере повысить эффективность в вопросах профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог РЦ по материалам Федерального Закона №120 ст.14 (с изменениями от 13.01.2001)